Строительная экспертиза

«Независимое агентство строительных экспертиз» ООО «Стройэкспертиза»

Для быстрой связи:

Экспертиза незаконченного строительства здания

Экспертиза незаконченного строительства здания[]
Экспертно-диагностическое обследование объектов незавершенного строительства[]
Строительная экспертиза объектов незавершенного строительства, обследование объектов незавершенного строительства, осмотр дефектов объектов незавершенного строительства, измерение технических параметров бетонных конструкций[]

Объект строительного обследования: Незаконченные строительством жилые здания и автомобильный паркинг.

Адрес проведения экспертизы: Московская область

Цель обследования: Экспертно-диагностическое обследование объектов незавершенного строительства на предмет определения состояния строительных конструкций и выдачи рекомендаций.

Характеристика объектов

Объекты представляют собой жилые дома:

  • №1А – с незаконченным выполнением строительно-монтажных работ по возведению монолитного каркаса 4 (четырех) этажей;
  • №1Б — с незаконченным выполнением строительно-монтажных работ по возведению монолитного каркаса 7 (семи) этажей;
  • № 4 – с незаконченным выполнением строительно-монтажных работ по возведению монолитного каркаса 2 (двух) цокольных этажей; двухэтажный подземный паркинг (первая очередь).

Все объекты находятся в стадии незавершенного строительства. Кроме того, — котлованы под строительство двух зданий 2Б, 2В с выполненной монолитной железобетонной фундаментной плитой. На территории строительной площадки выполнены временные дороги из железобетонных плит. Предоставленные для проведения экспертизы документы (получены по актам приема-передачи с подробной раскладкой и указанием количества экземпляров):

  • Комплект проектной документации раздела КЖ;
  • Исполнительная документация;
  • Акты освидетельствования скрытых работ;
  • Акты формы КС-2;
  • Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3;
  • Протоколы результатов испытания по определению прочности при сжатии образцов-кубов бетона;
  • Договоры генерального подряда на выполнение комплекса строительно-монтажных работ;
  • Сертификационные материалы и паспорта на материалы.

Техническое обследование объектов Заказчика осуществлено с целью оценки технического состояния зданий, определения качества, объемов и стоимостей фактически выполненных на момент проведения экспертизы строительно-монтажных работ. При проведении экспертизы вскрытия конструкций не выполнялись. Экспертами было произведено визуальное и визуально-инструментальное обследование объектов, в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». Произведены замеры геометрических характеристик в соответствии с ГОСТ 26433.0-95 «Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве». Правила выполнения измерений. Общие положения. Обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится в три связанных между собой этапа:

  • подготовка к проведению обследования;
  • предварительное (визуальное) обследование;
  • детальное (инструментальное) обследование.

Экспертами произведен внешний осмотр строениий, с выборочным фиксированием на цифровую камеру, что соответствует требованиям СП 13-102-2003 п. 7.2 Основой предварительного обследования является осмотр здания или сооружения и отдельных конструкций с применением измерительных инструментов и приборов (бинокли, фотоаппараты, рулетки, штангенциркули, щупы и прочее). Обмерные работы производились в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 п.8.2.1 Целью обмерных работ является уточнение фактических геометрических параметров строительных конструкций и их элементов, определение их соответствия проекту или отклонение от него. Инструментальными измерениями уточняют пролеты конструкций, их расположение и шаг в плане, размеры поперечных сечений, высоту помещений, отметки характерных узлов, расстояния между узлами и т.д.

Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов:

Критический дефект (при выполнении СМР) — дефект, при наличии которого здание, сооружение, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны, дальнейшее ведение работ по условиям прочности и устойчивости небезопасно, либо может повлечь снижение указанных характеристик в процессе эксплуатации. Критический дефект подлежит безусловному устранению до начала последующих работ или с приостановкой работ.

Значительный дефект — дефект, при наличии которого существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики строительной продукции и ее долговечность. Значительный дефект подлежит устранению до скрытия его последующими работами.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

В результате диагностического обследования объектов незаконченного строительства экспертизой зафиксированы дефекты выполненных монолитных железобетонных работ. В целом, все выявленные на момент проведения обследования дефекты были зафиксированы при ранее осуществленном диагностическом обследовании. Деформаций и разрушений, свидетельствующих о значительном ухудшении технического состояния обследуемых зданий и сооружений, в результате повторного диагностического обследования не зафиксировано.

Оценка строительного эксперта

В зависимости от количества дефектов и степени повреждения, техническое состояние строительных конструкций оценивается по следующим категориям (см. Гл. 3 «Термины и определения» СП 13-102-2003): Исправное состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Работоспособное состояние — категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформативности, а в железобетоне и по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. Ограниченно работоспособное состояние — категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Недопустимое состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Аварийное состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). На основании данных, полученных в результате обследования, техническое состояние железобетонных конструкций домов №№ 1А, 1Б и подземного паркинга, в соответствии с положениями СП 13-102-2003, оценивается как «ограниченно работоспособное».

Заключение строительного эксперта

В ходе проведения повторной экспертизы зафиксированы основные дефекты, являющиеся однотипными для всех железобетонных конструкций, представленных для экспертизы объектов:

  • нарушение толщины защитного слоя бетона с обнажением арматуры, подверженной активной коррозии;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1а: монолитные стены 1-го этажа; — по корпусу №1б: монолитные стены подвального этажа; — по корпусу №4: участки наружной поверхности монолитных стен цоколя; монолитные стены 2-го уровня подземного паркинга.

  • в результате произведенных доливов бетона при нарушении технологии выполнения опалубочных работ зафиксированы наплывы бетона на основные конструкции;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1а: монолитные колонны цокольного этажа; — по корпусу №1б: монолитные колонны 1-го и 2-го этажей; — по корпусу №4: участки монолитных стен 1-го уровня подземного паркинга.

  • по причине нарушения технологии работ по приготовлению бетонной смеси, нарушения опалубочных работ, недостаточного вибрирования в бетоне, — образовались поры в монолитных конструкциях, в отдельных случаях с выходом арматуры;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1а: верхние участки монолитных колонн 1-го этажа, монолитные стены лифтовых шахт; — по корпусу №1б: монолитные стены лифтовых шахт, участки монолитных ригелей перекрытий; — по корпусу №4: участки наружной поверхности монолитных стен цоколя; участки монолитных стен лестничных клеток.

  • множественные растрескивания и сколы бетона;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1а: участки монолитных лестниц и монолитных стен лифтовых шахт, участки монолитной плиты 1-го этажа; — по корпусу №1б: участки монолитных лестниц; — по корпусу №4: участки наружной поверхности монолитных стен цоколя; — по корпусу №2б: участки монолитной фундаментной плиты на наклонном уступе на участке с перепадом отметок поверхности плиты.

  • в результате нарушения технологии долива бетонной смеси образуется «холодный» шов, по причине чего бетонная конструкция не является монолитной, зафиксированы швы с отсутствием плотного сращивания долива смеси с основной конструкцией;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: по корпусу №1а: верхние участки монолитных колонн 1-го этажа, участки монолитных стен цоколя и 1-го этажа; по корпусу №1б: верхние участки монолитных стен цоколя; — по корпусу №4: участки монолитных стен 1-го и 2-го уровня подземного паркинга.

  • зафиксированы участки монолитных железобетонных конструкций, имеющих усадочные трещины;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1а: участки монолитных стен 1-го и 2-го этажей; — по корпусу №1б: участки монолитных стен подвального этажа, 1-го – 3-го этажей; — по корпусу №4: участки монолитных стен цоколя и 1-го уровня подземного паркинга.

  • отдельные железобетонные конструкции имеют, в результате нарушения опалубочных работ, отклонения от горизонтальной и вертикальной плоскостей до 80 мм;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1б: отдельные монолитные колонны 1-го и 2-го этажей.

  • отдельные колонны в результате неправильной разметки осей имеют свесы с конструкции перекрытий до 20 мм;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1б: отдельные монолитные колонны 2-го — 6-го этажей.

  • зафиксированы бетонные выступы при выполнении и совмещении бетонных конструкций до 40 мм;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1б: отдельные монолитные колонны 1-го этажа.

  • в теле бетона отдельных конструкций зафиксированы элементы пиломатериалов;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1б: отдельные участки монолитных плит перекрытий; — по корпусу №4: отдельные участки монолитных плит перекрытий.

  • лестничные марши в результате нарушений технологии работ имеют пазы глубиной до 20 мм и шириной до 40 мм, поверхность ступеней неровная;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1а: лестничные марши 1-го и 2-го этажей; — по корпусу №1б: лестничные марши 1-го, 4-го — 6-го этажей; — по корпусу №4: лестничные марши цоколя, 1-го и 2-го уровня подземного паркинга.

  • дверные проемы в своем большинстве имеют отклонения геометрии от вертикальной, горизонтальной плоскости до 80 мм, от прямых углов;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1а: дверные проемы лифтовых шахт 1-го и 2-го этажей; — по корпусу №1б: дверные проемы лифтовых шахт; — по корпусу №4: дверные проемы лестничных клеток цоколя, 1-го и 2-го уровня подземного паркинга.

  • в результате недостаточной толщины защитного слоя имеются участки с обнажением утеплителя;

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №4: монолитные стены цоколя.

  • отдельные несущие балки или имеют в составе бетона повышенное содержание песка при недостаточном вибрировании, или заливка бетона выполнялась в неочищенную опалубку.

Данные дефекты зафиксированы на следующих участках конструкций: — по корпусу №1а: участки монолитных ригелей перекрытий 1-го этажа; — по корпусу №1б: участки монолитных ригелей перекрытий 1-го – 3-го этажей; участки монолитных ригелей лестничной клетки. Все выявленные дефекты являются устранимыми при последующем производстве строительно-монтажных работ.

Данные дефекты являются результатом:

  • несоблюдения технологии выполнения работ, требований строительных норм и правил;
  • отсутствия контроля со стороны Подрядчика за ходом и качеством выполнения работ;
  • достаточно низкого уровня квалификации специалистов, принимавших участие в непосредственном выполнении монолитных бетонных конструкций и опалубочных работ.

Перечисленные дефекты, безусловно, должны быть устранены Подрядчиком. Техническое состояние зданий, находящихся в стадии незавершенного строительства, оценивается как «ограниченно работоспособное», т.е. имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции и дальнейшее строительство возможно при устранении дефектов конструкций. Все указанные дефекты, возможно, устранить при дальнейшем производстве строительных работ.

В результате диагностического обследования зафиксированы дефекты изготовления монолитных железобетонных конструкций в виде трещин, пор, раковин, гравелистой поверхности. Необходимо осуществить мероприятия по их устранению. Дефекты в бетоне конструкций могут быть разделены на две основные группы. К первой группе относятся: гравелистая поверхность бетона в отдельных местах, неглубокие раковины, незначительные неровности и наплывы. Исправление их не требует разработки специальных мероприятий, не связано оно и со значительными затратами труда и материальных средств. Ко второй группе относятся глубокие и сквозные раковины, пустоты, трещины, отклонения конструкций от проектных размеров и др. Эти дефекты исправляют только после тщательного осмотра конструкции и, как правило, после согласования методов устранения дефектов с проектной организацией. Гравелистую поверхность бетона очищают металлическими щетками, промывают струей воды, а затем оштукатуривают цементно-песчаным раствором состава 1:2 (по объему) на портландцементе марки 400-500. Неглубокие раковины расчищают от неплотного бетона зубилом и металлической щеткой, промывают водой и заделывают раствором, торкретируют или зачеканивают жестким раствором. Наплывы на бетонной поверхности удаляют вслед за распалубливанием, когда бетон еще не набрал проектной прочности, для чего применяют кельмы, молотки-кирочки, зубила и отбойные молотки. К наиболее распространенным дефектам железобетонных конструкций относятся раковины, которые образуются в результате сбрасывания бетона в опалубку с большой высоты, из-за недостаточного уплотнения, применения жесткой бетонной смеси, в результате длительного транспортирования, во время которого бетонная смесь расслоилась и начала схватываться. Чаще всего раковины появляются в местах наибольшей насыщенности арматурой, труднодоступных и неудобных для укладки и уплотнения бетона. При назначении метода устранения раковин необходимо учитывать их число и размеры. В сильно загруженных колоннах раковины последовательно расчищают, удаляя уплотненный бетон с каждой стороны колонны, затем их промывают водой и подготовленные полоски бетонируют. Для заделки раковин применяют раствор или бетон с крупностью зерен заполнителя до 20 мм. В качестве вяжущего используют портландцемент марок 400-500. Раствор или бетон готовят небольшими порциями вблизи места производства ремонтных работ. Чтобы обеспечить сцепление нового бетона со старым и с арматурой и получить повышенную прочность на ослабленном участке в раннем возрасте, рекомендуется применять бетон, марка которого на одну ступень выше марки бетона ремонтируемой конструкции. Если при проверке обнаружены сквозные раковины, расчистка которых вызовет значительное снижение несущей способности нагруженных колонн, то устраивают железобетонные обоймы или накладки с последующим нагнетанием в пустоты цементно-песчаного раствора через установленные заранее трубки. На месте каждого дефекта рекомендуется устанавливать не менее двух трубок с последующим нагнетанием в пустоты цементно-песчаного раствора. Довольно распространенным и опасным для несущей способности железобетонных конструкций видом дефектов являются пустоты. Они часто встречаются и появляются, как правило, вследствие непрохождения бетона на данном участке. Пустоты иногда достигают таких размеров, что полностью оголяется арматура, образуются сквозные разрывы в конструкциях и нарушается их монолитность. Устранение такого рода дефектов сводится к следующему. Поверхность стыков очищают от рыхлого старого бетона, после чего стыки тщательно промывают водой. У мест бетонирования устраивают навесную опалубку с карманами, несколько возвышающимися над верхним стыком. Заделывают пустоты бетоном на мелком щебне. Производитель работ вместе с лаборантом проверяют правильность приготовления бетонной смеси и тщательность ее уплотнения штыкованием или вибрированием. Для ускорения твердения бетона в местах заделок применять паро- и электропрогрев. Зимой для обогрева полостей в конструкциях перед укладкой бетона и для последующего его твердения могут быть использованы лампы инфракрасного излучения. Простейшим методом контроля раскрытия трещин является установка на расчищенную поверхность с обеих сторон трещины гипсовых маяков. Стабилизировавшиеся трещины в зависимости от величины их раскрытия заделывают с поверхности цементным раствором набрызгом или под давлением. Если же в процессе проверки установлено, что раскрытие трещин продолжается, что может явиться причиной деформации несущих и ограждающих конструкций зданий, проектная организация должна срочно разработать проект усиления конструкций, а строительная организация — выполнить эти работы. Все работы по исправлению дефектов в бетонных и железобетонных конструкциях оформляются специальным актом.