Строительная экспертиза

«Независимое агентство строительных экспертиз» ООО «Стройэкспертиза»

Для быстрой связи:

Обследование автостоянки

Ростверки, подколонники

Обследование ростверков и подколонников производилось в шурфе №5, который был вскрыт рядом с колонной каркаса автостоянки на пересечении осей «А»/«15».

При вскрытии шурфа №5 в нем сразу же появилась грунтовая вода, которая значительно осложнила проведение работ по обследованию фундамента. Водоотвод из шурфа выполнялся с помощью погружного насоса. Сразу после окончания работ шурф был закрыт.

При визуальном осмотре подколонника дефектов и повреждений в нем (трещин, оголений арматуры, вывалов бетона и т.д.) обнаружено не было, геометрия подколонника соответствует конструктивным решениям проекта 17.1-09-3-КЖ0. В качестве выявленных недостатков следует отметить полное отсутствие гидроизоляции подколонника.

В реальных условиях работы бетона подколонника принятая в проекте марка бетона по водонепроницаемости (W4) кажется сомнительной. При постоянно высоком уровне грунтовых вод с течением времени может начаться разрушение бетона и коррозия арматуры.

При условии восстановления гидроизоляции и нормализации гидрогеологического режима прилегающего к ростверку грунтового основания техническое состояние фундаментных конструкций автостоянки в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценивается как работоспособное.

Колонны каркаса

В ходе обследования сборных железобетонных колонн каркаса автостоянки были выполнены следующие виды работ:

  • визуальный осмотр колонн с целью обнаружения видимых дефектов и повреждений (трещины, отколы, разрушения и т.д.);
  • обмерные работы с целью определения фактических расстояний между колоннами и отклонений колонн от вертикали в верхнем сечении;
  • инструментальное определение прочности бетона колонн на сжатие.

При визуальном осмотре колонн не было обнаружено дефектов и повреждений, свидетельствующих о снижении несущей способности колонн или о неудовлетворительном состоянии свайного основания и конструкций фундамента. Однако следует отметить низкое качество бетонной поверхности колонн: местные неровности на поверхности достигают 30мм (фото №1), на гранях колонн имеются открытые поры, раковины, каверны и пр.

Не было обнаружено дефектов и повреждений


Фото 1

При выполнении обмерных работ были определены фактические размеры поперечного сечения колонн, а также расстояния в свету между колоннами (измерения расстояний производились для нижних сечений колонн с помощью лазерного дальномера). По результатам измерений поперечных сечений колонн было установлено соответствие фактических размеров проектным (шифр проекта 17.1-09-3-КЖ1). При измерении расстояний между колоннами зафиксировано отклонение фактических длин пролетов от проектных значений на величину до 56мм (например, расстояние между колоннами на пересечении осей «В»/«14» и «В»/«15»).

Измерение отклонений колонн каркаса от вертикали в верхнем сечении производилось с помощью лазерного нивелира.

Наибольшие отклонения от вертикали в верхнем сечении зафиксированы для следующих колонн:

  • колонна на пересечении осей «А»/«3» – 48мм (вдоль оси «А»);
  • колонна на пересечении осей «Д»/«3» – 35мм (вдоль оси «3»);
  • колонна на пересечении осей «А»/«2» – 30мм (вдоль оси «А»);
  • колонна на пересечении осей «А»/«12» – 30мм (вдоль оси «А») и др.

Приведенные выше величины отклонений превышают допускаемые значения, указанные в табл.12 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» — для колонн длиной до 4м предельное отклонение от вертикали составляет 20мм.

Необходимо отметить, что указанные отклонения от вертикали колонны получили в процессе монтажа каркаса, а не в период эксплуатации объекта. Об этом свидетельствует тот факт, что в верхней части колонн (узел опирания балок перекрытия на колонны) отсутствуют трещины и разрушения, а также деформации болтов анкерных групп, которые обязательно произошли бы в результате смещения верхнего сечения колонн по горизонтали в период эксплуатации.

Измерения фактической прочности бетона колонн на сжатие производились измерителем времени распространения ультразвука Пульсар — 1.1 согласно ГОСТ 17624-87 «Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности». Число и расположение контролируемых участков на каждой колонне установлены с учетом требований ГОСТ 18105-86 «Бетоны. Правила контроля прочности». Число измерений времени распространения ультразвука в каждой точке было принято равным 4. По выполненным измерениям определен класс бетона по прочности на сжатие. Полученное значение прочности бетона колонн на сжатие оказалось не ниже проектного.

Согласно таблице II-1 «Пособия по обследованию строительных конструкций зданий» с учетом обнаруженных отклонений техническое состояние колонн каркаса автостоянки по внешним признакам предварительно оценивается как неудовлетворительное (III категория состояния).

Для окончательного определения категории технического состояния колонн каркаса с учетом обнаруженных отклонений необходимо проведение поверочных расчетов, см. п.3 «Результаты поверочных расчетов».

Конструкции перекрытия

В ходе проведения работ было выполнено визуальное обследование системы стальных балок перекрытия (эксплуатируемого покрытия) двухуровневой автостоянки. Обследование было произведено по 13 узлам опирания главных балок на железобетонные колонны каркаса, также были обследованы узлы примыкания второстепенных балок к главным балкам и узлы опирания профилированного настила на второстепенные балки. По результатам обследования было установлено несоответствие фактических конструктивных параметров перекрытия решениям проекта 17.1-09-3-КМ1, 17.1-09-3-КЖ2 по следующим пунктам:

  • в проекте 17.1-09-3-КМ1 в качестве балок перекрытия предполагалось использовать прокатные балки по СТО АСЧМ 20-93 (главные балки — двутавр №70Б1, второстепенные балки — двутавры №40Ш1, №45Ш1), фактически перекрытие организовано по сварным стальным балкам;
  • геометрические параметры поперечных сечений главных и второстепенных балок, определенные в результате обмерных работ, приведены в чертежах;
  • по проекту 17.1-09-3-КЖ2 предполагалось устройство монолитной плоской железобетонной плиты толщиной 150мм, совместно работающей с элементами перекрытия за счет арматурных анкеров, приваренных к балкам; фактически перекрытие устроено монолитным железобетонным в несъемной опалубке из профилированного настила Н60-845;
  • проектом 17.1-09-3-КМ1 предполагалось крепление стенок второстепенных балок к ребрам главных балок без промежуточных накладок, фактически такие накладки присутствуют.

Кроме того, при обследовании элементов перекрытия автостоянки были выявлены следующие дефекты и отклонения:

  • отклонение от горизонтали опорных поверхностей закладных деталей железобетонных колонн каркаса (фото №№2 — 4);
    Фото 2

    Фото 3

    Фото 4
  • разрушение антикоррозийного защитного покрытия и коррозия стальных элементов (фото №№5 — 7);
    Фото 5

    Фото 6

    Фото 7
  • отсутствие болтов в узлах соединения второстепенных и главных балок (фото №8 — 10);
    Фото 8

    Фото 9

    Фото 10
  • непроектное количество опорных пластин на промежуточных опорах главных балок;
  • незначительное искривление нижнего пояса стальных балок (фото №11);
    Фото 11
  • низкое качество бетона железобетонной части перекрытия;
  • незначительные дефекты формы сварных швов (неполномерность, наплывы, неравномерная ширина шва).

Отклонение от горизонтали опорных поверхностей железобетонных колонн каркаса, непроектное количество опорных металлических пластин на промежуточных опорах главных балок, низкое качество бетона и сварных швов являются дефектами строительно-монтажных работ. Незначительное искривление нижнего пояса балок произошло в процессе сварочных работ при производстве балок перекрытия.

Разрывы, трещины, вмятины, искривления и другие повреждения элементов стальных конструкций от силовых, механических и физических воздействий, произошедшие в процессе эксплуатации объекта, обнаружены не были. Дефекты структуры сварных швов (трещины в швах или в околошовной зоне, непровары, включения и т.д.) в ходе обследования не зафиксированы, поэтому необходимость физических методов контроля в данном случае отсутствует.

В соответствии с п.5.3.3.12 ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» необходимость в проведении физико-механических испытаний образцов, вырезанных из стальных элементов перекрытия, отсутствует.

При условии восстановления антикоррозийного покрытия и необходимого количества болтов в узловых соединениях в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» можно говорить о том, что конструкции перекрытия (главные и второстепенные балки, профилированный настил) находятся в работоспособном техническом состоянии.

Установленная категория технического состояния конструкций покрытия подтверждается в дальнейшем результатами поверочных расчетов (см. п.3).

Подпорные стены

В ходе обследования подпорных стен верхнего и нижнего уровней автостоянки были выполнены следующие виды работ:

  • визуальный осмотр подпорных с целью обнаружения видимых дефектов и повреждений (трещины, отколы, разрушения и т.д.);
  • обмерные работы;
  • инструментальное определение прочности бетона подпорных стен на сжатие.

В результате обследования подпорных стен верхнего и нижнего уровней в них были обнаружены вертикальные трещины (преимущественно на всю высоту подпорных стен) шириной раскрытия до 5мм и максимальной глубиной до 184мм при общей толщине стен 600мм (фото №№12 — 15). По результатам обследования были составлены дефектные ведомости. Также как дефекты строительно-монтажных работ необходимо отметить значительные местные неровности (фото №16) и низкое качество бетонной поверхности. На некоторых участках подпорной стены нижнего уровня в результате протечек с верхнего уровня автостоянки происходит замачивание бетонной поверхности подпорных стен (фото №17).

Среди возможных причин образования вертикальных трещин необходимо указать силы морозного пучения грунтов, находящихся за подпорными стенами. Более однозначно ответить на вопрос о причинах появления трещин можно будет после проведения инженерно-геологических изысканий на объекте обследования.

Обнаружены вертикальные трещины

Фото 12

Обнаружены вертикальные трещины

Фото 13

Обнаружены вертикальные трещины

Фото 14

Обнаружены вертикальные трещины

Фото 15

Значительные местные неровности

Фото 16

Протечек с верхнего уровня автостоянки

Фото 17

По результатам обмерных работ было установлено соответствие фактических геометрических параметров подпорных стен решениям проекта 17.1-09-3-КЖ0.

Измерения фактической прочности бетона подпорных стен на сжатие производились измерителем времени распространения ультразвука Пульсар — 1.1 согласно ГОСТ 17624-87 «Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности». Число и расположение контролируемых участков установлены с учетом требований ГОСТ 18105-86 «Бетоны. Правила контроля прочности». Число измерений времени распространения ультразвука в каждой точке было принято равным 4. По выполненным измерениям определен класс бетона по прочности на сжатие. Полученное значение прочности бетона подпорных стен на сжатие оказалось не ниже указанного в проекте 17.1-09-3-КЖ.

Поскольку опасность внезапного обрушения отсутствует, но обнаруженные дефекты привели к снижению несущей способности, техническое состояние подпорных стен верхнего и нижнего уровней автостоянки с учетом обнаруженных дефектов в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценивается как ограниченно-работоспособное.

Асфальтовое покрытие

Обследование асфальтового покрытия первого уровня автостоянки было проведено с целью установления состояния грунтового основания.

В ходе проведения работ были обнаружены многочисленные трещины асфальтового покрытия, провалы и выпучивания до 15см (фото №№18 — 20). О деформациях грунтов основания свидетельствуют повреждения стеновых конструкций и цоколя траволатора автостоянки (фото №№21, 22).

Многочисленные трещины асфальтового покрытия

Фото 18

Многочисленные трещины асфальтового покрытия

Фото 19

Многочисленные трещины асфальтового покрытия

Фото 20

Повреждения стеновых конструкций

Фото 21

Повреждения стеновых конструкций

Фото 22

При вскрытии шурфа №5 для обследования фундаментных конструкций автостоянки непосредственно под асфальтовым покрытием появилась грунтовая вода, что указывает на неудовлетворительный гидрогеологический режим основания.

Таким образом, основной причиной деформаций грунтов основания и, соответственно, асфальтового покрытия являются высокий уровень грунтовых вод и силы морозного пучения.

Поскольку опасность внезапного обрушения, потери устойчивости или опрокидывания отсутствует, но обнаруженные дефекты и высокий уровень грунтовых вод свидетельствуют о протекании опасных геологических процессов, техническое состояние грунтов основания и асфальтового покрытия нижнего уровня автостоянки в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценивается как ограниченно-работоспособное.

Экспертиза несущей способности перекрытия чердачного помещения