ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №1221/17
Строительно-технической экспертизы по результатам обследования
Дорожной одежды автомобильной дороги согласно техническому заданию
по адресу: Узловский район, Тульской области.
Заказчик: ЗАО «Фирма Геополис»
Договор: № 1221/17 от «21» декабря 2017 г.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Настоящий отчет выполнен на основании Договора № 1221/17 от 21 декабря 2017г.
Предмет договора — Строительно-техническая экспертиза по результатам обследования дорожной одежды автомобильной дороги по адресу: Узловский район, Тульской области.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е З А Д А Н И Е
по обследованию дорожной одежды
Адрес объекта: Узловский район Тульской области
Исходные данные: дорога, протяженностью 2,3 км
Разработано в соответствии: Названия нормативных документов, регламентирующих состав работ
Состав работ:
1. Анализ всех исходных материалов по объекту (имеющихся в наличии):
— проектных материалов;
— ранее выполненных обследований;
— результатов инженерно-геологических изысканий.
2. Полевые работы:
— сплошное визуальное обследование покрытия дороги (2,3 км);
— выявление дефектов и повреждений покрытия по внешним признакам с необходимыми измерениями и их фиксацией;
— уточнение схемы мест выработок (для инструментального обследования конструкций).
— замеры основных геометрических дороги (в объеме, необходимом для выполнения технического обследования);
3. Лабораторные исследования (выборочно 2 участка длиной по 300 м):
— определение конструкции дорожной одежды — отрывка шурфов* (по 3 на каждый участок.)
— измерение толщины слоев дорожной одежды;
— отбор кернов из асфальтобетонного основания (при наличии);
— изготовление образцов и испытание асфальтобетона
— отбор кернов из бетонного основания (при наличии);
— изготовление образцов и испытание на сжатие бетона/ бетонного основания
— определение степени уплотнения песчаного основания;
— определение степени уплотнения естественного основания;
— определение дробимости щебня (марка щебня) (при возможности выполнения)
— устройство шурфов для отбора проб грунта из основания дороги для определения физико-механических свойств грунта;
— определение физико-механических свойств грунтов естественного основания.
4. Камеральная обработка результатов обследования.
— составление ведомости дефектов и повреждений с фиксацией их мест и характера.
— составление протоколов лабораторных испытаний.
— построение профиля дороги (с учетом данных, предоставленных заказчиком).
- Составление Технического заключения о состоянии дороги, включая рекомендации на проведение ремонтных работ.
На первом этапе обследования, эксперт ознакомился с данными ранее выполненных обследований (результатом инженерно-геологических изысканий) ООО ПТТПИАЗФ «Землемер».
Обследуемая дорога находится во II дорожно-климатической зоне (1. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги), назначение подъезд к индустриальному комплексу (ИК) Узловая.
Согласно сп11-105-97 часть II приложение И (рекомендуемое) исследуемый участок по критериям типизации территории по подтопляемости относится к типу II-А – «Потенциально подтопляемая».
Дорога характеризуется наличием специфических грунтов, среди которых были выделены: пучинистые грунты, насыпные грунты. Пучинистые грунты в случае замачивания относятся к сильнопучинистым.
Из этого следует что при реконструкции дороги необходимо увеличить морозозащитный слой дорожной одежды (песчаное основание).
Второй этап исследований состоял из следующего вида работ: проведение геодезического, лабораторного и визуального осмотра подтвержденного фотофиксацией дороги протяженностью 2,3 км.
При проведении визуального осмотра было выявлено следующее:
Интенсивность движения автотранспорта высокая и , ширина проезжей части дороги затрудняет условия разъезда.
Отсутствует укрепленная обочина.
Дорожное покрытие разрушено, глубина выбоин достигает 20 см.
Покрытие участка дороги с ПК15+00 по ПК 23+00 отсутствует.
Ширина проезжей части переменная, в основной свей части 3,5м – 3,8м.
От ПК 0+00 до ПК 1+50 асфальтобетонное покрытие разрушено полностью.
Полоса отвода дороги полностью заросла кустарником, не обеспечена необходимая видимость.
Дорога расположена в пересеченной местности, что само по себе предполагает устройство водопропускных труб в пониженных местах, на обследованном участке они отсутствуют.
Фото 1 глубина выбоины на проезжей части 22см. ПК 0+50
Фото 2 отсутствует обочина, ширина проезжей части 3,8 метра. ПК 6+00
Фото 3 отсутствует обочина. ПК 4+30
Фото 4 глубина выбоины 16 см, ПК 1+40
Фото 5 отсутствует обочина ПК 9+00
Фото 6 не приспособленный участок для разъезда автомобилей ПК 9+00
Фото 7 на обследованной дороге существует всего два не приспособленных для разъезда участка. На всем протяжении, полоса отвода дороги не соответствует нормам содержания дорог (ВСН 24-88).
На третьем этапе производились камеральные работы, для получения результатов геодезической съемки (приложение №1) и лабораторное испытание образцов дорожной одежды (приложение №2).
Так же на третьем этапе для составления заключения, проводилось сопоставление визуального осмотра на соответствие требованиям нормативов. Диагностика автомобильной дороги и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дороги, наличие дефектов и причин их появления, характеристиках транспортных потоков, и другой необходимой для оценки и прогноза состояния дороги в процессе дальнейшей эксплуатации.
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния — определение степени соответствия нормативным требованиям фактических потребительских свойств автомобильных дорог, их основных параметров и характеристик. (Докипедия: Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения» (утв. распоряжением Минтранса РФ от 3 октября 2002 г. N ИС-840-р))
1.1*. Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках подразделяются на категории согласно табл.1* дороги местного значения IV категории с интенсивностью движения от 200 до 2000 авт./сут..
1.3. Коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю следует принимать по табл.2. на рассматриваемой дороге происходит движение грузового автотранспорта грузоподъемностью свыше 10 тн., К=3. В течении 4-х часов обследования было зарегистрировано 70 автомобилей, в одном направлении. Учитывая что подъезд тупиковый это количество умножается на 2, значит с учетом приведенного коэффициента интенсивность движения за 4 часа составила 70*2*3=420 авт. Таким образом в течении рабочего дня приведенная интенсивность движения автомобилей в сутки составляет не менее 1500.
Исходя из этого дорога местного значения должна относится к IV категории.
4.2*. Нагрузку на одиночную, наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля, для расчета прочности дорожной одежды следует принимать для дорог: IV категории 100 кН (10 тс).
4.4. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл.4*.
Параметры элементов дорог | Категории дорог | |||||
I-а | I-б | II | III | IV | V | |
Число полос движения | 4; 6; 8 | 4; 6; 8 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3 | — |
Ширина проезжей части, м |
2х7,5; 2х11,25; 2х15 |
2х7,5; 2х11,25; 2х15 |
7,5 | 7 | 6 | 4,5 |
Ширина обочин, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 2 | 1,75 |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,5 | 0,5 | — |
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м | 6 | 5 | — | — | — | — |
Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м | 1 | 1 | — | — | — | — |
Ширина земляного полотна, м | 28,5; 36; 43,5 | 27,5; 35; 42,5 | 15 | 12 | 10 | 8 |
4.5. На участках автомобильных дорог I-а, I-б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-а, I-б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м согласно п.7.31.
Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.
В соответствием с приказом Минтранс РСФР от 16 ноября 2012 г. № 402 Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
3. При капитальном ремонте проводятся следующие работы:
2) по дорожным одеждам:
а) усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с армирующими, трещенопрерывающими и другими материалами), устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания; перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона;
б) замена дорожной одежды на новую, более прочную и долговечную;
в) уширение дорожной одежды до норм, соответствующих категории ремонтируемого участка автомобильной дороги;
г) укрепление обочин;
д) устройство недостающих бордюров и укрепительных полос по краям усовершенствованных покрытий;
е) укладка основания и покрытия с использованием материалов старого покрытия, в том числе путем холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и устройством новых слоев покрытий;
ж) переустройство дорожной одежды на участках образования колей глубиной более 50 мм с удалением одного или нескольких.
Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационные показатели дороги, являются:
геометрические параметры, к которым относятся ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, общая и укрепленная ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
прочность и состояние дорожной одежды проезжей части и обочин;
ровность и сцепление покрытий проезжей части и обочин;
состояние земляного полотна;
состояние и работоспособность водоотвода, для данной дороги они неудовлетворительны. Требуется проведение капитального ремонта дороги с приведением геометрических параметров в соответствии норм (табл. 4); (Докипедия: Ведомственные строительные нормы ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог» (утв. Минавтодором РСФСР 29 июня 1988 г.).
Рекомендации по устройству дороги
Параметры дороги должна соответствовать требованиям СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги.
оличество полос движения-2;
Ширина проезжей части – 6,0 м;
Ширина укрепленной обочины – минимум 0,5 м;
Ширина земляного полотна – 10 м.
Рекомендуемые «типовые» конструкции дорожной одежды:
Первый вариант
Ширина проезжей части 6,0 м.
Примечание: Ввиду того что материковые грунты относятся к сильнопучинистым вместо толщины 30 см. МЗС (песчаного подстилающего слоя) выполнить– 50см.
Между МЗС и грунтовой частью, а так же между щебеночным основанием и песком, предусмотреть слой Геотекстиля. Это распространяется и на второй вариант.
Второй вариант
Ширина проезжей части 6,0 м.
Из сборных железобетонных плит типа ПАГ14 или ПДН (предварительно напряженные железо бетонные плиты толщиной 14 см;
Верхний слой основания укатываемый бетон В-7,5 толщина слоя – 18см;
Нижний слой основания щебень марка по прочности от М600 толщина слоя 15см;
Подстилающий слой основания песок с Кф от 4м/с толщина слоя 50 см.
Обочина (обязательно для обоих вариантов покрытия)
АСФАГЬТОБЕТОН ПО ТИПУ ОСНОВНОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ шириной 0,5м 1-й вариант ДО
Укатываемый бетон В-7,5 толщина слоя 15 см шириной 0,5м. 2-й вариант ДО
Растительный грунт толщина слоя 15 см, шириной 1,5м.
Искусственные сооружения (обязательно для обоих вариантов)
На ПК1+75 и ПК 11+50 предусмотреть устройство водопропускных труб диаметром 0,5 м на щебеночном основании толщиной 20см.
На ПК 18+37предусмотреть водоотвод на косогоре по схеме быстротока с водобойным колодцем.
Обстановка дороги (обязательно для обоих вариантов)
Информационные знаки на главной дороге 2шт.
Знак уступи дорогу 1шт.
ПК 17+80 – ПК 19+00 металлическое барьерное ограждение справа по ходу пикетажа.
Заключение эксперта
- Техническое состояние дороги неудовлетворительно. Требутся проведение капитального ремонта.
- При устройстве (ремонте) дорожной одежды предусмотреть морозозащитный слой.
- Геометрические параметры должны соответствовать дорогам IV категории