Анализ проведенного экспертами исследования

Анализ проведенного экспертами исследования[]
На страницах 2,3 рецензируемого заключения представлен список литературы, которым руководствовался эксперт при проведении обследования и составления заключения. Данный перечень источников не является исчерпывающим и не охватывает всех источников, которые должны были быть использованы в данной работе.[]
покрытие, дорожный, асфальтобетон, эксперт, работа, заключение, асфальтобетонный, слой, дорога, процесс[]

В ходе проведенного анализа исследовательской части рецензируемого Заключения установлены следующие несоответствия:
На страницах 2,3 рецензируемого заключения представлен список литературы, которым руководствовался эксперт при проведении обследования и составления заключения. Данный перечень источников не является исчерпывающим и не охватывает всех источников, которые должны были быть использованы в данной работе.
В данном перечне отсутствует необходимая литература, чтобы написать объективное и правильное заключение по поставленным вопросам, а именно:
1. ВСН 175-82 Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий в г. Москва;
2. ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;
3. СП 82.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП III-10-75 Правила производства и приемки работ. Благоустройство территорий;
4. ГОСТ 33220-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию;
5. Котлярский Э.В., Воейко О.А. «Долговечность дорожных асфальтобетонных покрытий и факторы, способствующие разрушению структуры асфальтобетона в процессе эксплуатации». – М.,2007г.;
6. Судебная экспертиза в гражданском процессе. Практическое пособие для экспертов и судей. Корухов Ю.Г. Москва 2007 г;
7. Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ;
8. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М. Норма. 2006 г. и другие.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 31.05.2001г «эксперт обязан:
— принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
— провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам…».
Эксперты, изучая данный неисчерпывающий список использованной литературы, не могли дать обоснованное и объективное заключение по поставленным судом перед ними вопросом.
Согласно тексту представленного заключения (стр.12) осмотр объекта, в рамках проведения экспертизы по делу 2-1234/15, производился один раз 20.04.2018 г. с 14-00 до 15-30.?
Для разрешения поставленных вопросов экспертами использовался органолептический (визуальный осмотр и инструментальный методы, все необходимые измерения производились металлической рулеткой по ГОСТ 7502-98) с ценой деления 1мм.
Данный факт свидетельствует о том, что обследование в рамках этого дела не проводилось должным образом, поскольку необходимо произвести следующие измерения:
Для установления ровности дорожного покрытия существует РДУ (рейка дорожная универсальная), которая позволяет измерить неровность дорожного покрытия по измерению зазора между рейкой и а/б покрытием.
Предельно допустимые значения ровности асфальтобетонных и монолитных цементобетонных оснований и покрытий дорожных одежд и поперечных уклонов оснований и покрытий дорожных одежд СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги (СНиП 3.06.03-85)

Контролируемый параметрТребования СНиП
Количество просветов под рейкой, %до 5 (3) мм98
от 5 (3) до 10 (6) мм2
Максимальный просвет, мм10 (6)
Количество, %, результатов измерений поперечного уклона с отклонениями от проектных значений в пределахдо ± 0,010 (0,005)95
от –0,015 (-0,010)
до 0,030 (0,015)
5

Для указания места (ПК дороги) некачественно выполненных работ на объекте, экспертами не проведена разбивка пикетажа. Разбивка производится либо мерной лентой, либо колесом дорожника (курвиметром).
По определению экспертов (стр. 12) Отсутствует ровность дорожного покрытия и тротуаров, что вызывает скопление воды на площади 27 м2 после выпадения осадков. (неровность покрытия никогда не измерялась площадью луж).
Чаще всего причиной скопления воды, является неправильно выполненная вертикальная планировка площадей, предусматривающая организованный сток воды к местам водосбора (дождеприемные, тампонажные колодцы и т.п.).
Для этого экспертам необходимо было выполнить техническое нивелирование, при построении горизонталей участка (вертикальной планировки) определяется причина отсутствия водостока. Последнее время, при появлении электронных теодолитов-тахеометров, достаточно выполнить тахеометрическую съемку, которая полностью определяет планово-высотное положение обследуемого участка.
По результатам тахеометрической съемки можно судить о качестве выполненных работ по устройству асфальтобетонного покрытия. Измеренное высотное положение каждой точки в 10% случаев должно составлять не более +/- 20мм. а остальные +/- 10мм. (таблица А1 СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги (СНиП 3.06.03-85).
В представленной рецензенту копии проектной документации на «ремонт подъезда к МБУДО «Новомичуринская ДШИ» в Новомичуринском городском поселении Пронского муниципального района Рязанской области» отсутствует планово-высотное положение трассы, что не представляет возможности судить о качестве выполненных работ на соответствие с проектной документацией.
Выполнение работ по устройству выравнивающего слоя из асфальтобетона М III Тип В ввиду отсутствия карты на устройство выравнивающего слоя невозможно, поскольку толщина выравнивающего слоя переменная и определить ее необходимую толщину можно только после сравнения выполненных работ с проектными данными.
Выравнивающий слой устраивается только в пониженных местах щебеночного основания, поскольку на стадии проектирования геодезическая съемка не производилась и не разрабатывался проект вертикальной планировки, то предполагаемые затраты в проекте, по количеству асфальтобетона, условны и указаны на общую площадь покрытия на каждом этапе.
Исходя, из вышесказанного, данные представленные экспертами в заключении о толщине и площади выравнивающего слоя из асфальтобетона абстрактны и не имеют ни каких данных для их обоснования.
В основу доказательства, в заключении экспертов № 700201 от 21 мая 2018г. о некачественно выполненных работ обществом с ограниченной ответственностью «СТРОЙКОНТАКТ» работ по муниципальному контракту № 0159300017816000052-0052816-01 от 15.08.2016, легло определение соответствия асфальтобетона, уложенного ООО «СТРОЙКОНТАКТ» у подъезда к МБУДО «Новомичуринская ДШИ» в Новомичуринском городском поселении Пронского муниципального района Рязанской области, по показателям водонасыщения и коэффициенту уплотнения смесей в конструктивных слоях дорожных одежд результат протокола испытаний №216/18 от 24.04.2018г ООО»РУТЕСТ».
Забор образцов для проведения лабораторных испытаний проводился 24 апреля 2018 года. Работы по ремонту подъезда к МБУДО «Новомичуринская ДШИ» в Новомичуринском городском поселении Пронского муниципального района Рязанской области, были завершены 12 сентября 2016 году. Это означает что лабораторным испытаниям были подвержены образцы эксплуатируемого асфальтобетонного покрытия.
В качестве нормативных показателей физико-механических свойств асфальтобетонных смесей, были приняты нормы ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов Технические условия. Область применения.
Данные нормы применимы как при изготовлении асфальтобетона, так и при производстве работ по устройству асфальтобетонных покрытий и их приемке. Таким образом, данные нормативы распространяются только на свежеуложенный асфальтобетон.
Асфальтобетонные покрытия автомобильных дорог в процессе эксплуатации находятся под воздействием, главным образом, двух групп факторов – погодно-климатических и механических, обусловленных нагрузками от транспортных средств. Под воздействием именно этих двух групп факторов происходят необратимые изменения свойств и структуры асфальтобетона в слое покрытия, снижающее его долговечность.
Асфальтовый бетон в процессе работы в дорожных покрытиях подвергается воздействию комплекса атмосферных факторов и во времени изменяет свои свойства. Одной из причин разрушения асфальтобетонных покрытий является старение битума, входящего в состав материала, что связано с потерей им вязкопластических свойств. Это обуславливается испарением масел, входящих в состав битумов
Вторым важным фактором старения органических вяжущих в асфальтобетоне является химическое изменение компонентов битума с образованием новых высокомолекулярных органических соединений. Эти изменения связаны с процессом окисления. Интенсивность этого процесса зависит от величины и совокупности действия многих факторов — теплового воздействия, солнечного света, механических воздействий, действия солей металлов переменной валентности (железа, меди, марганца…) и др.
При старении асфальтобетона в слое дорожного покрытия под воздействием кислорода воздуха, температурных условий и воды ярко проявляется четыре основных стадии этого процесса: упрочнение структуры, ее стабилизация, начало развития деструкционных процессов и разрушение. Длительность каждой стадии, определяется многими факторами: технологией приготовления смесей и ее параметрами, происхождением, свойствами и зерновым составом минеральных материалов, характером взаимодействия вяжущего с поверхностью минеральных мате-риалов, режимом технологии уплотнения смесей, интенсивностью движения транс-портных средств и степенью их удельного давления на покрытие, климатическими условиями региона и др.
Третья и четвертая стадий старения характеризуются резким снижением прочности асфальтобетона, ростом его водонасыщения, уменьшением водо- и морозостойкости, которые могут привести к быстрому, разрушению дорожного покрытия. При этом четкой границы между третьей и четвертой стадиям и не существует.
В связи с отсутствием стандартизованных методов прогнозирования срока службы асфальтобетонных покрытий и их чрезвычайной важностью появилось большое число различных нестандартизованных показателей и методик, позволяющих при проведении оценивать долговечность дорожных асфальтобетонов.
Одна их них:
Оценка и прогнозирование долговечности дорожных покрытий по данным их визуального осмотра. Визуальный осмотр позволяет наиболее быстро дать оценку состояния дорожных покрытий, интенсивности образования на них деформаций и разрушений. Однако этот метод при всей его простоте и удобстве наименее точный и используется, главным образом на стадии выборочной предварительной оценки состояния дорожных покрытий. При этом под деформацией покрытия понимается изменение размеров или формы его поверхности без потери сплошности асфальтобетона и уменьшения его массы. Оценка и прогнозирование долговечности производится путем сопоставления и анализа данных с требованиями предъявляемых к покрытиям автомобильных дорог.
Учитывая выше сказанное, нормы ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов Технические условия. Область применения». к эксплуатируемым покрытиям не применимы из-за значительных изменений их физико-механических свойств.
Для полноты рецензии на экспертное заключение были изучены данные результатов испытаний образцов.
Акт №1 отбора проб вырубок (кернов) асфальтобетона от 20.04.2018 – не заполнен отсутствуют данные по №проб, месту забора (ПК+),указание слоя, толщина, вид асфальтобетона, марка, тип А/Б, Сцепление с нижележащим слоем.
Приложения к протоколу №216/18 не имеют информации о определении % водонасыщения отсутствуют необходимые данные, которые следует отобразить в таблице установленного образца.
Представленные в таком виде результаты испытаний образцов не корректны и не должны были приниматься экспертами в качестве доказательной базы.

Заказать строительную экспертизу