Строительная экспертиза

«Независимое агентство строительных экспертиз» ООО «Стройэкспертиза»

Для быстрой связи:

Обследование торгового здания с автостоянкой

Обследование торгового здания с автостоянкой[]
Обследования технического состояния конструкций здания торгового назначения и открытой двухуровневой стоянки[]
Строительная экспертиза конструкций торгового здания, строительная экспертиза открытой двухуровневой стоянки, обследование конструкций торгового здания, обследование открытой двухуровневой стоянки[]

Объект строительного обследования: здание торгового назначения с двухуровневой открытой автостоянкой.

Адрес проведения экспертизы: г.Новосибирск

Цель обследования: обследования технического состояния конструкций здания торгового назначения и открытой двухуровневой стоянки.

Характеристика объекта

Объектами обследования являются здание торгового назначения и двухуровневая открытая автостоянка. Кроме того, обследовались сети ливневой канализации и дренажа, обслуживающие прилегающую к зданию территорию.

Характеристика территории торгового комплекса

С северо-запада от территории торгового комплекса располагаются жилые здания, с юго-востока — строительные площадки. Перепад абсолютных отметок поверхности территории в направлении с северо-востока на юго-запад составляет до 11м. Участок, на котором расположены объекты обследования, характеризуется следующими климатическими данными:

  • расчетная температура наиболее холодной пятидневки — 39С;
  • расчетная снеговая нагрузка для IV снегового района — 240 кг/м2;
  • нормативная ветровая нагрузка для III ветрового района — 38 кг/м2;
  • сейсмичность района — 6 баллов.

Согласно результатам инженерно-геологических изысканий, проведенных на участке строительства, в разрезе площадки выделено 10 инженерно-геологических элементов:

  • ИГЭ 1 — насыпные грунты мощностью от 1,2 до 5,9м — супесь насыщенная водой с включениями кирпича, древесины, стекла; залегает на площадке автостоянки и в северо-западной и северо-восточной частях торгового здания;
  • ИГЭ 2 — песок намывной, средней крупности, неоднородный, средней плотности, насыщенный водой, с прослоями пылеватого и гравелистого мощностью 2.5 — 4.3м; залегает в южной территории торгового комплекса;
  • ИГЭ 3 — торф, сильноразложившийся, высокозольный с прослоями нормальнозольного мощностью 0.6 — 2.м; залегает в интервале глубин от 3,0 — 5.9м до 4.6 — 6,5м в центральной и южных частях торгового здания;
  • ИГЭ 4 — суглинок легкий песчанистый насыщенный водой тугопластичный незасоленный с прослоями мягкопластичного и текучего, мощностью 1,2 — 2.5м; имеет локальное распространение на территории торгового здания;
  • ИГЭ 4а — суглинок тяжелый песчанистый насыщенный водой мягкопластичный назасоленый с прослоями тугопластичного. мощностью 0,8 — 4,5м; имеет локальное распространение на территории торгового здания;
  • ИГЭ 5 — супесь песчанистая насыщенная водой текучая незасоленная с прослоями текучей, мощностью 1,1 — 4,4м вскрыта на площадке автостоянки в интервале глубин от 2,5 — 8,0м и в центральной части торгового здания в интервалах глубин от 3,9 — 7.7м до 5,0 — 9,4м;
  • ИГЭ 5а — супесь песчанистая насыщенная водой текучая незасоленная с прослоями пластичной, мощностью 1,1 — 7,9м; вскрыта повсеместно на площадке автостоянки в интервале глубин от 2,5м — 8,0м до 9,1 — 11,7м и имеет локальное распространение в пределах площадки торгового здания;
  • ИГЭ 6 — песок гравелистый неоднородный плотный насыщенный водой незасоленный с прослоями песка средней крупности, мощностью 1,7 — 7,7м в интервале глубин от 9,1 — 9,2м до 16,8 (площадка автостоянки), в центральной части торгового здания с глубины от 9,2 — 9,3м до 11,8 — 12,8м и имеет локальное распространение в его южной части;
  • ИГЭ 6а — песок средней крупности неоднородный плотный насыщенный водой незасоленный, мощностью 1,8 — 6,3м в интервале глубин от 10,4 — 11,7м до 13,2 — 13,5м (площадка автостоянки) и в северо-восточной части площадки торгового здания в интервале глубин от 7,6 — 9,4м до 11,0 — 12,8м;
  • ИГЭ 7 — суглинок элювиальный насыщенный водой полутвердый с прослоями тугопластичного с включениями дресвы, мощностью 0,6 — 0,8м; залегает повсеместно с глубины 9,0 — 17,5м.

Площадка торгового комплекса располагается на территории, подвергавшейся гидронамыву, который производился для строительства жилых зданий в 80-90-е г.г., а также отсыпке насыпными грунтами. В выводах, представленных в отчете, отмечаются следующие инженерно-геологические особенности площадки строительства:

  • наличие насыпных грунтов значительной мощности 1,2 — 5,9м;
  • грунтовые воды на период изысканий (июль-сентябрь 2006г.) зафиксированы на глубине 0,6 — 1,5м.

Также отмечается, что режим грунтовых вод на площадке и прилегающей территории нарушен в результате воздействия техногенных факторов: намыва территории, барражного эффекта, как результата строительства зданий на свайных фундаментах, утечек из вод в несущих коммуникаций. Наиболее высокие уровни наблюдаются в мае-июне и феврале-марте. Амплитуда сезонного колебания уровня составляет 1,0м. Для актуализации данных о грунтах основания и гидрогеологических условиях в ноябре 2013г. были проведены повторные инженерно-геологические изыскания на территории торгового комплекса.

Объемно-планировочные и конструктивные решения объектов обследования

Здание торгового назначения

Здание торгового назначения — одноэтажное, прямоугольное в плане, с размерами в осях 127,2х93м. В здании располагаются торговые залы, производственно-техническая и грузовая зоны с участками для стеллажного хранения товаров. Над технической зоной имеется встроенный второй этаж, на котором размещаются административно-бытовые, хозяйственные помещения, а также венткамеры и складские помещения. Высота одноэтажной части здания составляет 9,31м от уровня чистого пола до низа балок покрытия, высота помещений в двухэтажной части на первом этаже составляет 4,35м от уровня чистого пола до низа балок перекрытия, на втором этаже — 4,7м.

Схема здания — каркасная, со сборными железобетонными колоннами и стальными балками покрытия и перекрытия. Колонны каркаса жестко защемлены в фундаменте, опирание балок покрытия и перекрытия на колонны — шарнирное.

Фундаменты под колоннами каркаса представляют собой сборные железобетонные подколонники, установленные на монолитные железобетонные ростверки по свайному основанию. Размеры рядового (под одиночную колонну) монолитного ростверка в плане — 1,8х1,8м, толщина — 0,6м. Сваи жестко заделаны в монолитный ростверк. Подколонники заводского изготовления (по серии 1.020-1/83, вып.1-1) имеют наклонные боковые грани, высота — 0,9м. Размеры верхней горизонтальной плоскости подколонника 0,6х0,6м, нижней — 1х1м. Для фиксации подколонников на монолитных ростверках с помощью монтажной сварки в подколонниках имеются закладные детали.

Бетонная плита пола здания имеет проектную толщину 120мм и армируется в нижней зоне сетками из арматурной проволоки Ø5 Вр-I с размерами ячейки 200х200мм. В качестве рабочей арматуры используется высокопрочная канатная арматура, без сцепления натянутая на бетоне. Эта арматура представляет собой семипроволочные канаты диаметром 15,7мм в специальной защитной оболочке с графитовой смазкой. Согласно проекту, канатная арматура располагается посередине высоты плиты. Фиксация канатной арматуры в торцах плиты произведена через металлические уголки L100х100х7 с помощью анкеров цангового типа. Вдоль линии анкеров (по периметру плит) в верхней зоне плиты уложены арматурные сетки из стержней Ø10 А-III. По периметру колонн размером 2х2м, согласно проекту, выполняются плиты пола из фибробетона толщиной 300мм с опиранием на ростверк. На участках между цоколем и торцами плит пола после натяжения канатной арматуры выполняется доливка плиты бетоном толщиной 200мм.

По периметру здания под цоколь и фахверковые колонны, а также под брандмауэрные кирпичные стены внутри здания установлены сборные железобетонные фундаментные балки. Размеры поперечного сечения — 400х400мм, балки армируются продольной рабочей арматурой Ø20А-III, Ø25А-III. Опирание фундаментных балок на монолитный ростверк осуществляется через бетонную подливку.

Колонны каркаса — сборные железобетонные, заводского изготовления. Размеры поперечного сечения — 400х400мм, длина колонн 9,8м; 4,715м. В качестве продольной рабочей арматуры колонн используется арматура Ø20А-III, Ø28А-III, Ø32А-III. Сетка колонн в торговых залах — 12х12м, в зоне встройки второго этажа сетка колонн сгущается до 6х6м. Для опирания балок покрытия и перекрытия в колоннах предусмотрены закладные детали.

Перекрытие над первым этажом в осях «1»-«3» между осями «Е»-«Ж»; в осях «8»-«12» между осями «Е»-«И» устроено по сборным железобетонным многопустотным плитам перекрытия по ГОСТ 9561-91 (серия 1.141-1), которые опираются на сварные стальные балки. Высота балок перекрытия составляет 640; 510; 420; 360мм. В осях «2»-«6» между осями «Е»-«Ж» в качестве конструкций перекрытия используется стальной профилированный настил Н75-750-0,8 по стальным балкам перекрытия.

Покрытие над зданием организовано по стальному профилированному настилу Н75-750-0,7, уложенному на систему главных и второстепенных стальных сварных балок. Высота главных балок составляет 640мм, второстепенных — 510мм. Шаг второстепенных балок в плане — 4м. Крепление профилированного настила к балкам покрытия осуществляется с помощью самонарезающих винтов.

Внутренние перегородки и брандмауэрные стены — кирпичные, толщиной 120 и 250мм.

Наружные стены выполнены из сборных трехслойных панелей типа «Сэндвич» толщиной 150мм с эффективным утеплителем.

Цоколь здания высотой 0,9м и общей толщиной 390мм имеет трехслойную структуру: внутри и снаружи здания — слой кирпича 120мм, промежуточный слой — утеплитель толщиной 150мм.

Открытая двухуровневая автостоянка

Открытая двухуровневая автостоянка имеет каркасную конструктивную схему со сборными железобетонными колоннами и системой стальных балок эксплуатируемого покрытия (перекрытия). Размеры нижнего уровня в плане — 128х22,5м (в осях), размеры верхнего уровня — 140х45м (в пределах подпорных стен). Средняя высота первого уровня — 3,3м от асфальтового покрытия до низа перекрытия.

Фундаменты выполнены в виде сборных железобетонных подколонников, установленных на монолитные ростверки по кустам свай под каждой колонной каркаса. Размеры поперечного сечения стаканной части рядового (под одиночную колонну) подколонника — 1,1х1,1м, размеры подошвы подколонника — 1,8х1,8м.

Колонны каркаса — сборные железобетонные, заводского изготовления. Сетка колонн — 8х7,5м. Размеры поперечного сечения — 400х400мм, длина колонн 3,45м; 3,24м. В качестве продольной рабочей арматуры колонн используется арматура Ø20А-III. Колонны жестко защемлены в подколонниках.

Перекрытие — монолитное железобетонное в несъемной опалубке из профилированного настила Н60-845-0,8.

Профилированный настил уложен на систему главных и второстепенных балок перекрытия. Главные балки — стальные сварные двутаврового сечения, имеют высоту 690мм; второстепенные балки — стальные сварные двутаврового сечения высотой 440мм. Шаг второстепенных балок — 2,5м. Главные балки работают по трехпролетной схеме и шарнирно закреплены на колоннах каркаса. Примыкание второстепенных балок к главным — также шарнирное.

На автостоянке имеется металлическая лестница, под стойки которой запроектирован собственный железобетонный фундамент на винтовых сваях. Для удобства перемещения покупателей с верхнего яруса на нижний на автостоянке располагается траволатор. Под стеновые конструкции траволатора на ростверки уложены фундаментные балки. Технический приямок под траволатор устраивается по свайному основанию.

Для удержания грунтового массива со стороны ул. Большевистская и организации нижнего уровня на автостоянке устроены две монолитные железобетонные подпорные стены. Высота подпорной стены верхнего уровня изменяется от 0,42м до 2,46м, подпорная стена нижнего уровня имеет высоту 3,2м. Толщина подпорной стены верхнего уровня — 600мм.

Сети ливневой канализации и дренажа

Ливневая канализация представляет собой систему отвода дождевой и талой воды с территории верхнего уровня двухуровневой парковки (ветка №1), отвода дождевой и талой воды с проезда между двухуровневой парковкой и корпусом ТК Лента 73 (ветка №2), отвода дождевой и талой воды с территории грузового двора (ветка №3), отвода дождевой и талой воды с правой парковки (ветка №4). Дождеприемники и смотровые колодцы имеют Ø1000мм. Ветки №№1, 2, 3 сбрасывают воду в ветку №4 и далее в существующую городскую ливневую канализацию.

Дренаж представляет собой систему отвода грунтовых вод с территорий, прилегающих к ТК Лента 73, в канализационную насосную станцию (КНС) и далее в существующую ливневую канализацию. Система устроена полиэтиленовой трубой Ø160, Ø200мм и дренажными колодцами Ø1000мм с люками. Дренажная система состоит из двух веток.

Методика и результаты обследования несущих и ограждающих конструкций, сети ливневой канализации и дренажа

Общая методика проведения работ по обследованию

Краткое описание выполненных работ

В соответствии с рекомендациями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»:

5.1. Обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование.

5.2. Состав работ и последовательность действий по обследованию конструкций независимо от материала, из которого они изготовлены, на каждом этапе включают:

Подготовительные работы: ознакомление с объектом обследования, его объемно-планировочным и конструктивным решением, материалами инженерно-геологических изысканий; подбор и анализ проектно-технической документации; составление программы работ (при необходимости) на основе полученного от заказчика технического задания.

Предварительное (визуальное) обследование: сплошное визуальное обследование конструкций зданий и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и их фиксация.

Детальное (инструментальное) обследование: работы по обмеру необходимых геометрических параметров зданий, конструкций, их элементов и узлов, в том числе с применением геодезических приборов; инструментальное определение параметров дефектов и повреждений; определение фактических прочностных характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов; определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтового основания; определение реальной расчетной схемы здания и его отдельных конструкций; определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки; расчет несущей способности конструкций по результатам обследования; камеральная обработка и анализ результатов обследования и поверочных расчетов; анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях; составление итогового документа (акта, заключения, технического расчета) с выводами по результатам обследования; разработка рекомендаций по обеспечению требуемых величин прочности и деформативности конструкций с рекомендуемой, при необходимости, последовательностью выполнения работ. Некоторые из перечисленных работ могут не включаться в программу обследования в зависимости от специфики объекта исследования, его состояния и задач, определенных техническим заданием.

7.1. Визуальное обследование проводят для предварительной оценки технического состояния строительных конструкций по внешним признакам и для определения необходимости в проведении детального инструментального обследования.

7.2. Основой предварительного обследования является осмотр здания или сооружения и отдельных конструкций с применением измерительных инструментов и приборов (бинокли, фотоаппараты, рулетки, штангенциркули, щупы и прочее).

7.3. При визуальном обследовании выявляют и фиксируют видимые дефекты и повреждения, производят контрольные обмеры, делают описания, зарисовки, фотографии дефектных участков, составляют схемы и ведомости дефектов и повреждений с фиксацией их мест и характера. Проводят проверку наличия характерных деформаций здания или сооружения и их отдельных строительных конструкций (прогибы, крены, выгибы, перекосы, разломы и т.д.). Устанавливают наличие аварийных участков, если таковые имеются.

7.4. По результатам визуального обследования делается предварительная оценка технического состояния строительных конструкций, которое определяется по степени повреждения и по характерным признакам дефектов. Зафиксированная картина дефектов и повреждений может позволить выявить причины их происхождения и быть достаточной для оценки состояния конструкций и составления заключения. Если результаты визуального обследования окажутся недостаточными для решения поставленных задач, то проводят детальное инструментальное обследование.

8.1.1. Детальное инструментальное обследование в зависимости от поставленных задач, наличия и полноты проектно-технической документации, характера и степени дефектов и повреждений может быть сплошным (полным) или выборочным.

Сплошное обследование проводят, когда: отсутствует проектная документация; обнаружены дефекты конструкций, снижающие их несущую способность; проводится реконструкция здания с увеличением нагрузок (в том числе этажности); возобновляется строительство, прерванное на срок более трех лет без мероприятий по консервации; в однотипных конструкциях обнаружены неодинаковые свойства материалов, изменения условий эксплуатации под воздействием агрессивных среды или обстоятельств типа техногенных процессов и пр.

Выборочное обследование проводят: при необходимости обследования отельных конструкций; в потенциально опасных местах, где из-за недоступности конструкций невозможно проведение сплошного обследования.

8.1.2. Если в процессе сплошного обследования обнаруживается, что не менее 20 % однотипных конструкций, при общем их количестве более 20, находится в удовлетворительном состоянии, а в остальных конструкциях отсутствуют дефекты и повреждения, то допускается оставшиеся непроверенные конструкции обследовать выборочно. Объем выборочно обследуемых конструкций должен определяться конкретно (во всех случаях не менее 10 % однотипных конструкций, но не менее трех).

По результатам обследования устанавливается категория технического состояния конструкций в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»:

  • нормативное техническое состояние — категория технического состояния, при котором количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, включая состояние грунтов основания, соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения;
  • работоспособное техническое состояние — категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается;
  • ограниченно-работоспособное техническое состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости);
  • аварийное состояние — категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

В ходе работ по обследованию технического состояния были осмотрены следующие несущие и ограждающие конструкции:

в здании торгового назначения:

  • ростверки, подколонники и фундаментные балки;
  • силовая плита пола;
  • железобетонные колонны;
  • стальные балки перекрытия и покрытия;
  • внутренние кирпичные перегородки и брандмауэрные стены;
  • цоколь и наружные стеновые панели.

на открытой двухуровневой автостоянке:

  • подпорные стены;
  • железобетонные колонны;
  • стальные балки покрытия.

Также были обследованы и испытаны сети дренажа и ливневой канализации.

В начале работ был произведен анализ имеющейся проектной, исполнительной, эксплуатационной документации, предоставленной Заказчиком и хранящейся на объекте обследования.

После проведения предварительного (визуального) осмотра строительных конструкций и их узлов с выборочным фиксированием на цифровую камеру было принято решение о проведении детального (инструментального) обследования.

В ходе проведения обмерных работ и геодезической съемки были определены фактические пролеты балок, высоты колонн и взаимное расположение конструктивных элементов. Для колонн были определены отклонения от вертикали. Указанные работы были проведены для элементов, доступных для осмотра.

Для обследования плиты пола, ростверков, подколонников, фундаментных балок и цоколя были выполнены вскрытия и шурфы (одно вскрытие и один шурф внутри здания, три шурфа — снаружи).

Для определения пустот и полостей под плитой пола было проведено георадарное обследование основания.

При проведении детального (инструментального) обследования были выполнены следующие виды работ:

для железобетонных элементов (плита пола, колонны, перекрытия, подпорная стена):

  • инструментальное определение прочностных характеристик материала конструкций;
  • определение наличия трещин, отколов и разрушений;
  • определение месторасположения, характера трещин и ширины их раскрытия;
  • оценка состояния защитных покрытий;

для металлических элементов (балки перекрытий и покрытий):

  • определение наличия дефектов и механических повреждений;
  • оценка состояния сварных и болтовых соединений;
  • оценка состояния антикоррозионных защитных покрытий;

для каменных конструкций (внутренние перегородки, цоколь):

  • определение прочности кирпича с использованием неразрушающих методов;
  • определение наличия дефектных участков, трещин и ширины их раскрытия, отклонений от вертикали.

В ходе работ по обследованию сетей ливневой канализации и дренажа были осмотрены колодцы с целью определения их работоспособности, произведено испытание и вскрытие участков дренажной системы.

Подготовительные работы

На этапе подготовительных работ была изучена документация, необходимая для проведения обследования. Также была изучена исполнительная документация, хранящаяся на объекте обследования (журналы общестроительных работ, журналы сварочных работ, исполнительные схемы монтажа основных несущих конструкций, акты на скрытые работы, паспорта и сертификаты на примененные материалы и изделия, лабораторные свидетельства испытания образцов бетона и т.д.).

Результаты поверочных расчетов

Здание торгового назначения

Собственный вес конструкций и отделочных слоев принимался в соответствии с проектными данными, которые были уточнены в ходе проведения работ по обследованию.

Нормативные значения равномерно распределенных временных нагрузок на перекрытия приняты в соответствии с табл. 3 СНиП 2.01.07 — 85* «Нагрузки и воздействия».
Расчетное значение снеговой нагрузки было принято равным 240кг/м2 (IV снеговой район). Определение нормативной и расчетной ветровой нагрузки на стены торгового здания для III ветрового района осуществлялось в программе «ВеСТ» (версия 11.3.1.1 от 28.02.2009).
Поскольку геодезическую съемку для определения деформаций (отклонений от вертикали) не удалось произвести по всем элементам каркаса, а задавать в расчетной схеме определенные деформации только для некоторых элементов неправильно, то было принято следующее решение о способе проведения поверочных расчетов конструкций: произвести расчет каркаса и проверить несущую способность элементов по схеме без дефектов, а затем для отдельных элементов, имеющих наибольшие отклонения по деформациям, произвести дополнительный поверочный расчет с учет обнаруженных дефектов.
Построение пространственной расчетной схемы каркаса торгового здания и определение внутренних усилий от внешних нагрузок в элементах каркаса осуществлялось в проектно-расчетном комплексе SCAD 11.3. Проверка несущей способности железобетонных и металлических элементов каркаса по найденным усилиям производилась в программах «АРБАТ» (версии 11.5.3.1 от 26.06.2013; 11.3.1.1 от 28.02.2009), «Кристалл» (версия 11.5.3.1 от 26.06.2013) в соответствии с требованиями СП 52-101-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции без предварительного напряжения арматуры», СНиП II-23-81*. Актуализированная редакция, СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции».

При этом в расчетах принимались фактические характеристики материалов конструкций, принятые по результатам обследования. Результаты расчета каркаса в проектно-расчетном комплексе SCAD 11.3, а также проверка несущей способности для наиболее опасных элементов в программах «АРБАТ» и «Кристалл» представлены в Приложении №4.

По результатам расчетов по бездефектной схеме установлено, что несущая способность элементов каркаса (железобетонных колонн, металлических балок перекрытия и покрытия) обеспечена.
При проведении геодезической съемки было зафиксировано отклонение колонн каркаса от вертикали, см. п. 2.3.1.3. «Колонны каркаса». Наибольшее отклонение от вертикали среди обследованных элементов имеет колонна на пересечении осей «Г»/«2» – 62мм (вдоль оси «2») и 16мм (вдоль оси «Г»). Указанные отклонения от вертикали создают в нижнем сечении дополнительные изгибающие моменты, которые определяются следующим образом:
1) согласно результатам расчета элементов каркаса, выполненного в программе SCAD, были получены следующие абсолютные значения изгибающих моментов и продольной силы в опорном сечении колонны от эксплуатационной нагрузки, расположенной на пересечении осей «2»/«Г»:

N=54,16 т;

определение дополнительных изгибающих моментов, которые создаются продольной силой в опорном сечении за счет отклонения колонны в верхнем сечении (собственный вес из суммарного значения продольной силы не вычитается, это упрощение идет в запас прочности):

Мy= 54,16 т·0,062м=3,36 т·м; Мz= 54,16 т·0,016м=0,87 т·м.

определение суммарных изгибающих моментов в опорном сечении колонны от эксплуатационной нагрузки и отклонения колонны от вертикали:

Мy= 3,36 т·м +1,84 т·м =5,20 т·м; Мz= 0,87 т·м +1,52 т·м =2,39 т·м.

В программе «АРБАТ» была проверена несущая способность колонны на пересечении осей «Г»/«2» с учетом дополнительных изгибающих моментов, вызванных отклонением колонны от вертикали. Несущая способность данной колонны обеспечена. Соответственно, несущая способность остальных колонн, имеющих меньшие отклонения от вертикали, также обеспечена. Необходимо отметить, что при данной схеме организации каркаса (жесткое защемление колонн в фундаментах, шарнирное опирание балок перекрытия и покрытия на колонны, отсутствие вертикальных связей) вынужденные осадки опор (колонн каркаса) не вызывают дополнительные усилия в элементах каркаса, поэтому в расчетной схеме указанные перемещения элементов не учитывались. Таким образом, несущая способность элементов каркаса торгового здания с учетом обнаруженных дефектов, фактических геометрических параметров и прочностных характеристик материалов, определенных в результате обследования, обеспечена.

Открытая двухуровневая автостоянка

Собственный вес конструкций и отделочных слоев принимался по результатам, которые были получены в ходе проведения работ по обследованию. Нормативное значение равномерно распределенной временной нагрузки (от автомобильного транспорта) на перекрытие (эксплуатируемое покрытие) принято равным 500кг/м2. Построение пространственной расчетной схемы каркаса автостоянки с учетом обнаруженных отклонений и дефектов, определение внутренних усилий от внешних нагрузок в элементах каркаса осуществлялось в проектно-расчетном комплексе SCAD 11.3. Проверка несущей способности железобетонных и металлических элементов каркаса по найденным усилиям производилась в программах «АРБАТ» (версии 11.5.3.1 от 26.06.2013; 11.3.1.1 от 28.02.2009), «Кристалл» (версия 11.5.3.1 от 26.06.2013) в соответствии с требованиями СП 52-101-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции без предварительного напряжения арматуры», СНиП II-23-81*. Актуализированная редакция, СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции».

При этом в расчетах принимались фактические характеристики материалов конструкций, принятые по результатам обследования. По результатам расчетов было установлено, что несущая способность элементов каркаса открытой двухуровневой автостоянки с учетом обнаруженных дефектов, фактических геометрических параметров и прочностных характеристик материалов, определенных в результате обследования, обеспечена.

Заключение строительного эксперта

Категория технического состояния каждой конструкции устанавливалась по результатам обследования и поверочных расчетов в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». Предложения по усилению, восстановлению или демонтажу даны только для строительных конструкций, находящихся в ограниченно-работоспособном или аварийном состояниях, и носят рекомендательный характер. Окончательное решение о необходимости и способах усиления, восстановления или демонтажа конструкций принимает организация, разрабатывающая проектную документацию.