Строительная экспертиза

«Независимое агентство строительных экспертиз» ООО «Стройэкспертиза»

Для быстрой связи:

Возврат уплаченных средств, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА по судебной строительно-технической экспертизе по материалам арбитражного дела по иску ООО «» к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, третье лицо МУ «Управление капитального строительства города Тулы» о взыскании убытков, упущенной выгоды и штрафа, а также по встречному исковому заявлению Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы к ООО «КС-Строй» о возврате уплаченных денежных средств, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

Основание для производства экспертизы:
Определение Арбитражного суда Тульской области под председательством Судьи Чигинской Н.Е. от 10 августа 2018 года по материалам арбитражного дела по иску ООО «КС-Строй» к Управлению по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, третье лицо МУ «Управление капитального строительства города Тулы» о взыскании убытков, упущенной выгоды и штрафа, а также по встречному исковому заявлению Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы к ООО «КС-Строй» о возврате уплаченных денежных средств, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

На разрешение эксперту поставлены вопросы:
(вопросы даны в соответствии с текстом определения Суда без редакции)

  • Определить верность технико-экономического обоснования и объемно-планировочных решений в проектной документации.
  • Определить надежность и правильность выбранного варианта расположения объекта (а/дороги).
  • Определить соответствие проектно-сметной документации строительным нормам и правилам, включая экологические, промышленные, а также требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
  • Имеются ли причины и недостатки, исключающие возможность создания и использования имеющегося результата работ.

Производство экспертизы поручено:

эксперту Мусагитову Рамилю Ахмедшадиевичу, имеющему высшее техническое образование (специальность инженер-строитель).Диплом Ташкентского архитектурно-строительного института №249521 по специальности промышленное и гражданское строительство, квалификацию инженера-строителя, с 2000 года.
Диплом о профессиональной переподготовке №642404470190 (регистрационный номер №2537) от 31.12.2016 года по программе переподготовки «Судебная строительно-техническая и стоимостная экспертиза объектов недвижимости» (г. Саратов).
Сертификат соответствия судебного эксперта (серия СС №003501, дата регистрации 29.12.2016г.) по экспертной специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки» (г. Саратов).

Сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве экспертизы:
При проведении 11.10.2018г. натурного обследования объекта: «Реконструкция ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая в г. Туле», проведенного при естественном освещении, присутствовали:
— от Истца: представитель от ООО «КС-Строй» Шишкина Ирина Борисовна;
— от Ответчика: представитель от Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы Зубченко Светлана Владимировна и заместитель начальника Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы Нагайцев Андрей Владимирович;
— от эксперта: Мусагитов Рамиль Ахмедшадиевич.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
по всем вопросам одновременно (как взаимосвязанными и для удобства изложения):
Между Управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Институт Гипроводхоз» (Исполнитель) был заключен контракт №2015.108043 на проведение инженерных изысканий улиц 1-я Песчаная и Комбайновая в городе Тула.
Инженерно-геодезические изыскания на объекте: «Реконструкция ул. 1-я Песчаная, ул. Комбайновая в городе Туле» выполнены отделом изысканий ООО «Институт Гипроводхоз» в соответствии с техническим заданием на выполнение инженерных изысканий, утвержденным Заказчиком в лице главы администрации города Тула Авиловым Е.В., согласованным с Исполнителем в лице генерального директора ООО «Институт Гипроводхоз» Привалова М.Ю.
Задачей инженерно-геодезических изысканий является получение топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности, существующих зданиях и сооружениях, элементах планировки, необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий территории строительства и обоснования проектирования, строительства и эксплуатации объекта.
Инженерно-геологические изыскания выполнялись с целью изучения геолого-литологического разреза, гидрогеологических условий, определения физико-механических характеристик свойств грунтов, агрессивности грунтов, грунтовых вод по отношению к бетонным, железобетонным и стальным конструкциям, а также с целью выявления и возможности развития опасных физико-геологических процессов.
Инженерно-экологические изыскания выполнялись с целью экологического обоснования проектной документации для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки с целью предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий, и сохранения оптимальных условий жизни местного населения.
В процессе инженерно-экологических изысканий необходимо соблюдать требования Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, к основным ограничениям градостроительной деятельности относятся зоны с особыми условиями использования территории. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ к зонам с особыми условиями использования территории отнесены:
— водоохранные зоны и прибрежные полосы водных объектов;
— зоны охраны источников питьевого водоснабжения;
— санитарно-защитные зоны;
— охранные зоны объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;
— зоны охраны объектов культурного наследия;
— охранные зоны особо охраняемых природных объектов.
По результатам инженерно-экологических изысканий ООО «Институт Гипроводхоз» дало заключение о том, что:
«Существующие экологические условия, включая оценку природных условий и современного состояния окружающей среды, показали, что мероприятия по реконструкции улиц лимитируется следующими экологическими ограничениями использования территории:
— водоохранная зона и прибрежная защитная полоса ручья Щегловский;
— наличие на территории изысканий объектов археологического наследия;
— загрязненность почво-грунтов во всех анализируемых образцах и, как следствие, их ограниченное использование».
В техническом отчете по результатам инженерно-экологических изысканий (Том 3, 09086865-2015.108043-03-ИЭИ) по объекту: «Реконструкция ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая, г. Тула» имеется приложение И (стр. 97 отчета) – письмо Министерства культуры и туризма Тульской области от 09.04.2015г. №26-01-23/1379, направленное начальнику отдела инженерных изысканий ООО «Институт Гипроводхоз» следующего содержания:
«Министерство культуры и туризма Тульской области, рассмотрев Ваше письмо от 24.03.015г. №193/2015 сообщает, что на территории объекта «Реконструкция ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая, г. Тула» располагаются следующие выявленные объекты археологического наследия, состоящие на государственной охране на основании приказа министерства культуры и туризма Тульской области от 06.03.2014г. №45 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия – памятников археологии Тульской области»: «Тула. Селище ул. Металлургов 1, ранний железный век», «Тула. Селище ул. Металлургов 2, ранний железный век», «Тула. Селище ул. Комбайновая 1, XVI век».
В соответствии с пунктом 5 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном законодательством, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В случае расположения на территории проведения работ объектов культурного наследия, согласно статье 36 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных с министерством культуры и туризма Тульской области, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия».
Таким образом, в процессе проектно-изыскательских работ со стороны ООО «Институт Гипроводхоз» было установлено наличие на территории изысканий:
— непосредственно в зоне планируемых строительных работ трех объектов культурного наследия – памятников археологии Тульской области»: «Тула. Селище ул. Металлургов 1, ранний железный век», «Тула. Селище ул. Металлургов 2, ранний железный век», «Тула. Селище ул. Комбайновая 1, XVI век»;
— прохождения ЛЭП 110 кВ (при этом, следует отметить, что в выводах по инженерно-экологическим изысканиям сведений о близком расположении линий ЛЭП 110 кВ (менее 20 метров) к объекту реконструкции автодороги отсутствуют.

После выполнения проектно-изыскательских работ, произведенных ООО «Институт Гипроводхоз», была разработана проектная документация ООО «Градпроект» на основании контракта, заключенного с Управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тула №2015.179816-28.05.15.
Исходными данными для разработки проектной документации по объекту: «Реконструкция ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая, г. Тула» явилось техническое задание, выданное Заказчиком (Управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тула), а также технические условия, выданные владельцами пересекаемых инженерных коммуникаций, и результаты изысканий, выполненных ООО «Институт Гипроводхоз» г. Кострома в 2015 году.
В техническом задании на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Реконструкция ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая, г. Тула» в пункте 5 «Общие требования к выполнению работы, их качеству, в том числе к технологии производства работ, методам производства работы, организационно-технологической схеме производства работы, безопасности выполняемой работы» указано:
— состав разделов проектной документации и их содержание должен отвечать требованиям постановления Правительства РФ №87 от 16 февраля 2008 года «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» с разработкой рабочей документации.
При этом, получение заключения Главгосэкспертизы в соответствии с действующим законодательством, осуществляет Заказчик.
Также проектной документацией предусмотрена ширина отвода на участке строительства с учетом размещения конструктивных элементов автодороги и обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию, которая составляет 14,6-18 метров. В проектной документации отсутствуют мероприятия по устройству очистных сооружений на автомобильной дороге, которые направлены на повышение экологической безопасности автомобильных дорог, снижение их негативного экологического воздействия на окружающую среду.
ТЭО строительства имеет свои особенности. Для строительства объекта это основной документ на этапе проектирования. На его основе разрабатывается тендерная документация, организовываются торги между подрядчиками, заключаются контракты с победителями, готовится рабочая документация и открывается финансирование. Основные решения, отображаемые в технико-экономическом обосновании строительства, это:
— объемно-планировочные;
— технологические;
— природоохранные;
— конструктивные.
Также важны аспекты безопасности будущего объекта с точки зрения эксплуатационной, санитарно-эпидемиологической, экологической. Составленное технико-экономическое обоснование согласовывается и утверждается надзорными и исполнительными органами в установленном порядке.
В ТЭО должны быть продуманы вопросы организации строительства работ, собраны сведения о карьерах дорожно-строительных материалов и наличии местных побочных продуктов промышленности, пригодных для использования при постройке дорог, намечены источники обеспечения строительства фондируемыми материалами, металлическими и железобетонными конструкциями, электроэнергией и водой, выяснены условия организации производственной базы строительства. На стадии составления ТЭО намечают и согласовывают с землепользователями и другими заинтересованными организациями положение дороги на местности, места пересечения ее с железными дорогами, газопроводами, линиями электропередачи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Пункты 1 и 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации гласят:
— проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3_1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы;
— предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
При разработке проектной документации также необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ, СП, СНиП, а также Федеральными законами, Постановлениями Правительства и т.п.
В рассматриваемом случае, ниже, приведены требования (ограничения) при строительстве автодороги на участке по объекту: «Реконструкция ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая, г. Тула», а именно:
ГОСТ 12.1.051-90 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В»:
2.1. Охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии от крайних проводов по горизонтали, указанном в табл.1:
Таблица 1


Напряжение линии, кВ
Расстояние, м
До 20 10
Св. 20 » 35 15
» 35 » 110 20
» 110 » 220 25
» 220 » 500 30
» 500 » 750 40
» 750 » 1150 55

3.3. В пределах охранной зоны воздушных линий электропередачи без согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается осуществлять строительные, монтажные и поливные работы, проводить посадку и вырубку деревьев, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы, устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4 м.
3.6. Выполнение работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи с использованием различных подъемных машин и механизмов с выдвижной частью допускается только при условии, если расстояние по воздуху от машины (механизма) или от ее выдвижной или подъемной части, а также от рабочего органа или поднимаемого груза в любом положении (в том числе и при наибольшем подъеме или вылете) до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее указанного в табл.2:
Таблица 2


Напряжение воздушной линии,
Расстояние, м
кВ минимальное минимальное,
измеряемое техническими средствами
До 20 2,0 2,0
Св. 20 » 35 2,0 2,0
» 35 » 110 3,0 4,0
» 110 » 220 4,0 5,0
» 220 » 400 5,0 7,0
» 400 » 750 9,0 10,0
» 750 » 1150 10,0 11,0

СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменением №1)»:

  • При проектировании автомобильных дорог необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, обеспечивающие минимальное нарушение сложившихся экологических, геологических, гидрогеологических и других естественных условий. При разработке мероприятий необходимо учитывать бережное отношение к ценным сельскохозяйственным угодьям, зонам отдыха, культурно-историческим объектам и местам расположения лечебно-профилактических учреждений и санаториев. Расположение мостов, конструктивные и другие решения не должны приводить к резкому изменению режимов рек, а сооружение земляного полотна — к резкому изменению режима грунтовых и стока поверхностных вод.

6.37 Охранные зоны электрических сетей напряжением свыше 1,0 кВ устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земляного участка или воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обеим сторонам от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии, м:

10 при напряжении до 20 кВ;
15 « 35 кВ;
20 « 110 кВ;
25 « 150, 220 кВ;
30 « 330, 500, ±400 кВ;
40 « 750, ±750 кВ;
55 « 1150 кВ;

В охранных зонах строительство и реконструкцию проводят на основании письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети.
12.1 При размещении автомобильной дороги и сооружений на ней определение местоположения трассы строящейся автомобильной дороги осуществляется на основе рассмотрения и сравнения альтернативных вариантов, включая вариант отказа от строительства. Материалы сравнения должны быть достоверны и обоснованы с учетом взаимосвязи различных экологических, экономических и социальных факторов.
При сравнении вариантов размещения автомобильной дороги следует учитывать возникающее перераспределение движения по участкам сети автомобильных дорог и экологической нагрузки на звенья сети.
Сооружение автомобильных дорог в пределах особо охраняемых природных территорий устанавливается техническим регламентом.
12.2 В проекте следует разрабатывать раздел «Охрана окружающей среды (ООС)», в составе которого должна быть произведена оценка влияния проектируемой дороги на окружающую среду. В первую очередь следует рассматривать непосредственное и косвенное влияние дорог и дорожного движения на:
— людей, фауну и флору;
— состояние почвы, воду, микроклимат;
— пейзаж, физические объекты и культурное наследие.
12.4 При наличии в зоне строительства охраняемых памятников истории и культуры (старинные постройки, захоронения, археологические объекты, объекты особого отношения местного населения и т.п.), а также уникальных природных феноменов (особые геологические формы, водные источники, ценные экземпляры деревьев и т.п.), следует рассматривать необходимость специальных инженерных решений по защите указанных объектов.
12.17 На дорогах в пределах водоохранных зон предусматривают организованный сбор воды с поверхности проезжей части с последующей ее очисткой или отводом в места, исключающие загрязнение водных объектов. Качество сбрасываемых очищенных сточных вод в водные объекты должно удовлетворять установленным требованиям.
СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» гласит:
11.11 Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных сооружений, обеспечивающих требования СП 51.13330 — не менее 25 м.
Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.
14.22 При планировке и застройке городских и сельских поселений следует соблюдать требования законодательства по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предусматривать решения, обеспечивающие их сохранение, использование их градостроительного потенциала. К объектам культурного наследия относятся: памятники архитектуры с их территориями, объекты археологического наследия, ансамбли, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, произведения ландшафтной и садово-парковой архитектуры, достопримечательные места.
14.23 В градостроительной документации необходимо устанавливать зоны охраны объектов культурного наследия (охранные зоны, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого природного ландшафта), границы которых определяются на основе историко-культурных исследований, оформленных в виде историко-культурного опорного плана. Границы зон охраны и режимы использования их территорий после положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы утверждаются в соответствии с действующим законодательством.
14.24 Утвержденные границы и режимы зон охраны объектов культурного наследия должны обязательно учитываться и отображаться в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории.
14.28 Расстояния от памятников истории и культуры до транспортных и инженерных коммуникаций следует принимать, м, не менее:
— до проезжих частей магистралей скоростного и непрерывного движения, линий метрополитена мелкого заложения:
— в условиях сложного рельефа 100;
— на плоском рельефе 50;
— до сетей водопровода, канализации
и теплоснабжения (кроме разводящих) 15;
— до других подземных инженерных сетей 5;
Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (с изменениями на 17 мая 2016 года)»:
1. Настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее — охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее — земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
2. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
3. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами.
4. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
5. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
6. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).
7. Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.
8. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
10. В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;
ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 3 августа 2018 года)» №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года:
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
— автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
— реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
— капитальный ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
— ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Статья 16. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог:
— проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
— состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ОДМ 218.8.005-2014 «Методические рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах» основными источниками загрязнения поверхностных вод в процессе эксплуатации автомобильных дорог являются:
— неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды;
— поверхностный сток с территорий предприятий, автодорог и мостовых сооружений;
— фильтрационные утечки загрязняющих веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений.
В границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация хозяйственных и иных объектов, при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
Из вышеизложенного следует, проектно-изыскательские работы и проектная документация разработана с нарушениями требований:
— ГОСТа 12.1.051-90 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В»;
— СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменением №1)»;
— СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»;
— Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (с изменениями на 17 мая 2016 года)»;
— ОДМ 218.8.005-2014 «Методические рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах».
Однако, с учетом имеющихся нарушений, а также отсутствием положительного заключения Главгосэкспертизы, 01.10.2015 года между Управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, в лице начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы Нагайцева Андрея Владимировича, действующего на основании Положения «Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству», утвержденного решением Тульской городской Думы от 27.06.2012 №47/1010, именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью «КС-Строй», именуемое в дальнейшем «Подрядчик», в лице генерального директора Юзбашяна Сурика Нерсесовича, действующего на основании Устава с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», с соблюдением требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иного законодательства Российской Федерации и Тульской области, (номер извещения 0166300024715000432), был заключен муниципальный контракт.
В процессе строительных работ 16 октября 2015 года ООО «КС-Строй» со стороны филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК «Центра и Приволжья» ПО «Тульские электрические сети» было выдано предупреждение о запрете производства строительных работ, так как строительство велось вблизи ЛЭП 110 кВ на расстоянии менее 20 метров.
02.11.2015 года при проведении осмотра представителем Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия выявленного объекта культурного наследия «Тула. Селище Комбайновая 1, XVI в.», расположенного по адресу: между левым берегом р. Глушана (правый приток р. Упа, правого притока р. Ока) и улицами Мусоргского и Матросова установлено, что на территории земельного участка, в границах которого расположен объект культурного наследия «Тула. Селище Комбайновая 1, XVI в.» проведены земляные работы по снятию грунта шириной 8 метров, глубиной 0,5 метра – 1 метр на протяжении 130 метров. В результате проведенных работ уничтожена часть объекта «Тула. Селище Комбайновая 1, XVI в.» на площади 1040 кв.м. (общая площадь объекта – 8400 кв.м.).
Выявленный объект культурного наследия «Тула. Селище Комбайновая 1, XVI в.» обнаружен в 2010 году (Зацаринный С.В. отчет об археологический разведке в бассейне Щегловского ручья, правого притока Упы в Пролетарском районе г. Тулы в 2010г.), согласно части 16 статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2015г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации» состоит на государственной охране с момента обнаружения. Объект включен в список выявленных объектов культурного наследия – памятников археологии Тульской области на основании приказа министерства образования и культуры Тульской области от 25.01.2012г. №42 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия – памятников археологии Тульской области».
В связи с производством строительных работ по объекту: «Реконструкция ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая, г. Тула» прокуратурой города Тулы, на основании поступившего заявления от ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго», была произведена проверка на предмет соответствия и соблюдения выполнения строительных работ требованиям законодательства.
Так, в надзорном производстве №492-16 имеется письмо от 09.09.2016 года №35/06-2131 главного инженера ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» О.В. Титова прокурору города Тулы В.Ю. Анциферову следующего содержания:
«При проведении плановой проверки двухцепной КВЛ 110 кВ Перекоп-Щегловская с отп. и КВЛ 110 кВ Перекоп-Кировская с отп. бригадой ПО «Тульские электрические сети» выявлено нарушение охранной зоны ВЛ, а именно в охранной зоне воздушного участка КВЛ 110 кВ в пролетах опор №№39-50 (проходит по территории Пролетарского района в параллельном следовании с улицами 1-я Песчаная и Комбайновая) силами подрядной организации «КС-Строй» ведется работа по строительству автодороги. Обочина автодороги расположена непосредственно под крайним проводом КВЛ-110 кВ «Перекоп-Щегловская с отп.».
КВЛ 110 кВ Перекоп-Щегловская с отп. и КВЛ 110 кВ Перекоп-Кировская с отп. 1951 года ввода в эксплуатацию, находятся на балансе ПО «Тульские электрические сети» филиала «Тулэнерго» ПАО МРСК «Центра и Приволжья» (Свидетельство о государственной регистрации права прилагается), в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах охранных зон в 2013 году.
Строительство автодороги в охранной зоне вышеуказанных КВЛ-110 кВ в нарушении «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 не согласовывалось с ПО «Тульские электрические сети» и проводится по проекту, который не соответствует разделу 2 «Правил устройства электроустановок, ПУЭ 7-е издание, п.п.2.5.256-2.5.263, п.2.5.258 (табл. 2.5.35, п.3а, б, в)» в части допустимых расстояний от токоведущих частей КВЛ до бровки автодороги. Работы проводятся грузоподъемной техникой в нарушение «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» 2013г., «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используется подъемные сооружения» 2013г., в результате чего имеется возможность наезда на несущие конструкции опор КВЛ-110 кВ с последующим их изломом и падением, тем самым подвергают опасностью поражения электрическим током свой персонал и местных жителей.
На основании вышеизложенного, для предотвращения несчастных случаев и обеспечения надежного электроснабжения потребителей Пролетарского района г. Тулы просим Вас остановить строительство автодороги».
Первым заместителем прокурора города Тулы советником юстиции Н.И. Глотовой направлено письмо от 20.09.2016 года №1822ст-2016 заместителю главы администрации города Тулы – начальнику управления по городскому хозяйству Р.Л. Мурзину следующего содержания:
«Прокуратурой города Тулы проводится проверка по обращению главного инженера ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» Титова О.В. по вопросу нарушений при строительстве дороги по территории Пролетарского района в параллельном следовании с улицами 1-ая Песчаная и Комбайновая г. Тулы в охранной зоне воздушного участка КВЛ 110 кВ в пролетах опор №№39-50.
Из доводов обращения следует, что строительство автодороги в охранной зоне воздушного участка КВЛ 110 кВ не согласовывалось с ПО «Тульские электрические сети».
Одновременно установлено, что работы по строительству указанной дороги велись подрядной организацией ООО «КС-Строй».
На основании ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прошу не позднее 04.10.2016, предварительно по факсу 50-50-28, либо по электронной почте gorprokyratura71@mail.ru предоставить в прокуратуру города Тулы подробную информацию по доводам обращения, в том числе:

  • указать номер муниципального контракта (извещения) на основании которого велись работы;
  • каким образом Управлением рассматривался вопрос о получении согласования у ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» для проведения работ в охранной зоне воздушного участка КВЛ 110 кВ, с приложением копий подтверждающих документов;
  • предусмотрены ли мероприятия в проектно-сметной документации и техническом задании к муниципальному контракту по выполнению ремонтных работ в охранной зоне».

04.10.2016 года №14002-К/1 в прокуратуру города Тулы поступил ответ от администрации города Тулы следующего содержания:
«Управление по городскому хозяйству администрации города Тулы, рассмотрев Ваш запрос, связанный с проверкой по обращению главного инженера ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» Титова О.В. по вопросу нарушений при строительстве дороги по территории Пролетарского района в параллельном следовании с ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая г. Тулы в охранной зоне воздушного участка КВЛ 110 кВ, предоставляет запрашиваемую информацию:

  • Работы по ремонту ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая г. Тулы проводятся подрядной организацией ООО «КС-Строй» на основании муниципального контракта №2015.366997 от 01.10.2015 (№ извещения 0166300024715000432), заключенного с управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия в муниципальном образовании города Тула.
  • Поскольку на ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая г. Тулы планировалось проведение ремонта существующей автомобильной дороги, а не строительство новой автодороги, вопрос о получении согласования у ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы не рассматривался.
  • Сметной документацией и техническим заданием к муниципальному контракту предусмотрены мероприятия по выполнению ремонтных работ на автодороге, проходящей по ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая г. Тулы и расположенной вблизи линии электропередач.

Дополнительно сообщаем следующее.
Автомобильные дороги, проходящие по ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая г. Тулы, включены в Единый Реестр муниципальной собственности муниципального образования города Тула.
В ходе проведения работ в 2015 году подрядной организацией ООО «КС-Строй» от ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК «Центра и Приволжья» было получено Предупреждение с информационной выдержкой из «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
После получения предупреждения между руководством ООО «КС-Строй» и ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» была достигнута договоренность о возможности продолжения ремонтных работ после необходимого обучения работников ООО «КС-Строй» (проведение вводного инструктажа).
Работниками подрядной организации обучение было пройдено, после чего работы продолжились.
В 2016 году работы по ремонту ул. 1-я Песчаная и ул. Комбайновая г. Тулы подрядной организацией ООО «КС-Строй» были продолжены. Других претензий от ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» до настоящего времени не поступало».
Первым заместителем прокурора города Тулы советником юстиции Н.И. Глотовой на исх. 35/06-2131 от 09.09.2016 года направлено письмо от 12.10.2016 года №1832ст-2016 главному инженеру ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» Титову О.В. следующего содержания:
«Прокуратурой города Тулы рассмотрено Ваше электронное обращение, поступившее электронной связью и зарегистрированное 13.09.2016, по вопросу нарушений при строительстве дороги по территории Пролетарского района в параллельном следовании с улицами 1-ая Песчаная и Комбайновая г. Тулы в охранной зоне воздушного участка КВЛ 110 кВ в пролетах опор №№39-50.
Доводы Вашего обращения о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей сотрудниками управления по городскому хозяйству администрации города Тулы по вышеуказанному вопросу подтвердились в полном объеме.
В связи с изложенным, прокуратурой города Тулы в адрес главы администрации города Тулы внесено представление об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации с требованием принять меры по приведению правоотношений при строительстве дороги в параллельном следовании с опорами ЛЭП в охранной зоне воздушного участка КВЛ 110 кВ, в соответствии с требованиями федерального законодательства».
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы о том, что:
— в выводах проектно-изыскательских работах не отражено наличие близкого расположения ЛЭП 110 кВ, где расстояние от ЛЭП 110 кВ до объекта строительства должно быть не менее 20 метров;
— в выводах проектно-изыскательских работах не отражено наличие пересечения (попадания) водоохранной зоны в границы участка изысканий;
— при разработке проектной документации не учтено наличие на территории объекта строительства объектов археологического наследия: «Тула. Селище ул. Металлургов 1, ранний железный век», «Тула. Селище ул. Металлургов 2, ранний железный век», «Тула. Селище ул. Комбайновая 1, XVI век»;
— при разработке проектной документации ширина отвода на участке строительства с учетом размещения конструктивных элементов автодороги и обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию, составляет 14,6-18 метров (в нарушении требований ГОСТ 12.1.051-90 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В» и СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменением №1)»);
— при разработке проектной документации не учтено наличие водоохранной зоны, которая попадает в границы участка отведенного под строительство автодороги;
— отсутствие в проектной документации мероприятий, направленные на проектирование сооружений, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с ОДМ 218.8.005-2014 «Методические рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах»;
— проектная документация не имеет положительного заключения госэкспертизы;
— отсутствуют согласования с ПО «ТЭС» филиала «Тулэнерго» и Министерством культуры и туризма Тульской области в установленном порядке.
— объект строительства расположен вблизи линии регулирования жилой застройки, что не соответствует требованиям СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*».

ВЫВОДЫ: