Строительная экспертиза

«Независимое агентство строительных экспертиз» ООО «Стройэкспертиза»

Для быстрой связи:

Экспертиза сметы для суда

 

Вопросы даны в соответствии с текстом определения Суда без редакции

  1. На основании каких сметных и исходных данных (на момент заключения государственного контракта от 1 апреля 2019 года № 43-2019 с ООО «Геопроект») должна быть определена сметная стоимость выполняемых работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области?
  2. Какую сметно-нормативную базу, а также какие единичные расценки следовало использовать при проверке (определении) стоимости материалов на устройство выравнивающего и верхнего слоя дорожного покрытия по позициям:
  • «Смеси асфальтовые тип Б марка 1, с модифицирующей добавкой РТЭП, для устройства 1 000 м2 покрытия толщиной 4 см.»

— «Асфальтобетонная смесь щебеночно-мастичная вид ЩМА-15 на ПБВ-60 для устройства покрытия толщиной 4 см.» по объекту:

«Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области»?

  1. Было ли допущено завышение стоимости материалов в сметном расчете на устройство выравнивающего и верхнего слоя дорожного покрытия по позициям:

— «Смеси асфальтовые тип Б марка 1, с модифицирующей добавкой РТЭП, для устройства 1 000 м2 покрытия толщиной 4 см.»

— «Асфальтобетонная смесь щебеночно-мастичная вид ЩМА-15 на ПБВ-60 для устройства покрытия толщиной 4 см.»

Производство экспертизы поручено:

Эксперту Оболенскому Владимиру Викторовичу, имеющему высшее техническое образование (специальность инженер-строитель). Диплом Рудненского индустриального института № 197093 по специальности промышленное и гражданское строительство. Стаж экспертной работы с 2012 года.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

На основании Определения Арбитражного суда Тверской области от 16 февраля 2022 года по делу № А66-51/2021 экспертом была проведена строительно-техническая экспертиза использования сметно-нормативной базы при определении стоимости работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области».

В результате исследования материалов дела установлено, что ГКУ «Дирекция ТДФ» заключило государственный контракт от 1 апреля 2019 г. № 43-2019 с ООО «Геопроект» на разработку сметного расчёта стоимости ремонта (документации) автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км 36+700- км 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области.

Государственный контракт № 43-2019

г. Тверь «01» апреля 2019 г.

Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице директора Шаниязова Рината Ганиевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Геопроект», именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице генерального директора Чоботова Константина Альбертовича, действующей на основании Устава, с другой стороны, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключили настоящий государственный контракт (далее — Контракт) о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА

Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя разработку сметного расчета стоимости ремщпа (документации) автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км 36+700 — км 87+000 в Рамешковском и· Бежецком районах Тверской области согласно Задания (Приложение № 1 к Контракту).

    1. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязуется оказать услуги в течение 30 рабочих дней с даты заключения Контракта и предоставления всех исходных данных, необходимых для исполнения Контракта.

2.2. Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителю в размере и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.

2.4. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, изменение условий Контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных действующим Законодательством.

    1. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Общая стоимость услуг по Контракту составляет 5000 рублей (Пять тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается.

3.2. Оплата производится Заказчиком за оказанные услуги в 30-дневный срок с момента подписания Сторонами, акта об оказании услуг платежным поручением путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя после представления Исполнителем счета на оплату.

7. Приложения

7.1. Приложение № 1 к Контракту – Задание.

Приложение № 1

к Контракту № 43-2019

от 01 апреля 2019 г.

Задание

на разработку сметного расчета стоимости ремонта (документации) автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 – км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области.

1 Наименование объекта Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск­ Устюжна на участке км 36+700 — км 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области
2 Заказчик Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области»
3 Проектная организация По итогам торгов
4 Техническая категория II
5 Строительная длина км. 50,300
6 Подготовительные работы
  1. Выполнить инструментальное и визуальное обследование по параметрам, влияющим на

транспортно- эксплуатационные характеристики автомобильной дороги.

  1. В процессе диагностики определить:

Параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги):

  • ширина проезжей части и земляного полотна
  • продольный и поперечный уклоны;

2.2. Параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствиянормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги):

— продольная ровность и колейность дорожного покрытия;

— прочность дорожной одежды;

7 Особые условия
  1. По итогам диагностики составить картограмму фрезерования и устройства выравнивающего слоя, обеспечивающего нормативные продольный и поперечный уклоны.
  2. Оформить «Ведомость дефектов и намечаемых объемов работ».
  3. Согласовать «Ведомость дефектов и намечаемых объемов работ» с Заказчиком.
  4. В составе документации выделить два этапа ремонта с определением сметной стоимости отдельно по каждому этапу.
8 Требования к содержанию выполняемых работ В соответствии с Классификацией работ по ремонту автомобильных дорог и на основании «Ведомости дефектов и намечаемых объемов работ» сметный расчет должен быть составлен на следующие виды работ:

1. По земляному полотну:

  • ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе в следствии образования пучин и оползневых явлений;
  • укрепление обочин;

2. По дорожным одеждам:

  • укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
  • полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий;
  • ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя;
  • замена бордюров или устройство недостающих бордюров по краям асфальтобетонного покрытия и тротуаров, восстановление асфальтобетонного покрытия на укрепительных полосах и обочинах;
  • нанесение временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта;
  1. 3. По элементам обустройства автомобильной дороги:
  • — восстановление существующих переходно­

скоростных полос, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей.

9 Требования к сметному расчету стоимости ремонта (документации) автомобильной дороги.
  1. Определение сметной стоимости провести ресурсным методом в уровне цен на период сдачи сметного расчета на проверку (с указанием квартала и года ее составления).
  2. Составить сводную ведомость объемов и стоимости работ.
  3. Получить положительное заключение в ГБУ

«Тверской РЦЦС)).

  1. Использовать программный комплекс, прошедший подтверждение соответствия в порядке, установленном действующим законодательством.
  2. Сметный расчет (документацию) оформить в один том, количество экземпляров, передаваемых Заказчику:
  • 2 (два) экземпляра на бумажном носителе в переплетенном виде с подписями руководителя и ГИПа проектной организации, заверенными круглой печатью проектной организации;
  • 2 (два) экземпляра на электронном носителе (CD);

Электронная версия передается в широко доступных форматах MS Word, МХ Excel, AutoCAD. Формат AutoCAD дублируется в формате JPEG.

10 Основание для разработки

сметного расчета стоимости ремонта (документации) автомобильной дороги.

Государственная программа Тверской области

«Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2016 — 2021 год.

11 Применяемые нормативы «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации №402 от 16.11.2012г.,

«Методические рекомендации по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации» (утв. распоряжением Росавтодора от 27.06.2002 N ОС-568-р),

«ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной

документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 11. 06. 2013 № 156-ст).

«МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (угв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1),

Постановление Правительства Тверской области от 04.02.2014 г. N 50-пп «Об утверждении Порядка взаимодействия, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и заказчиков Тверской области», и другие действующие нормативные документы, инструкции, указания, научно — исследовательские и методические рекомендации по разработке проектов ремонта автомобильных дорог.

На основании исследования материалов дела установлено, что между Дирекцией территориального дорожного фонда Тверской области и ООО «Технострой» по результатам электронного аукциона был заключен государственный контракт № 26/2019-ИС на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Тверь- Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км 36+700 – км 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области.

Сметная документация разработана в установленном законом порядке подрядной организацией – ООО «Геопроект». Сметная стоимость работ по объекту была определена ресурсным методом в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81- 35.2004) на основании ГЭСН -2001 и каталога (сборника) средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и другие ресурсы, применяемые в строительстве в текущем уровне цен для Тверской области по состоянию на 4 квартал 2018 года.

В соответствии с «Заданием на разработку сметного расчета стоимости ремонта (документации) автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 – км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области» (Приложением № 1 к контракту), пунктом 9 предусмотрено, что определение сметной стоимости должно быть произведено ресурсным методом и документация должна пройти проверку в ГБУ «Тверской РЦЦС».

Управлением Федерального казначейства по Тверской области проведена внеплановая выездная проверка в государственном казенном учреждении Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области соблюдения условий предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за период 1 января по 31 декабря 2019 года.

По результатам проведения проверки УФК по Тверской области выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, отраженное в Акте внеплановой выездной проверки в государственном казенном учреждении Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» от 14 августа 2020 года:

— в нарушение пункта 1 статьи 72, пункта 7 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.2, 4.1 МДС 81-35.2004, ГЭСН сметные нормы сборника 27 «Автомобильные дороги» в 2019 году, в рамках исполнения государственного контракта от 27 мая 2019 года № 26/2019-ИС, заключенного с ООО «Технострой» на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Тверь-Бежецк-Весьегонск Устюжна» на участке км 36+700-км 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области (1 и 2 этапы) произведена оплата работ, стоимость которых сформирована с использованием сметной документации, с завышенением стоимость материалов на общую сумму 25 730 590,00 рублей, в том числе:

  • «Смеси асфальтобетонные тип Б марка 1 с модифицирующей добавкой РТЭП» для устройства 1 ООО м2 покрытия толщиной 4 см на сумму 6 981 833,00 рубля;
  • «Асфальтобетонная смесь щебеночно-мастичная вид ЩМА-15 на ПБВ- 60» для устройства покрытия толщиной 4 см на сумму 18 748 757,00 рублей;

Исследования по вопросу № 1.

  1. На основании каких сметных и исходных данных (на момент заключения государственного контракта от 1 апреля 2019 года № 43-2019 с ООО «Геопроект») должна быть определена сметная стоимость выполняемых работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области»?

На момент заключения государственного контракта от 1 апреля 2019 года № 43-2019 с ООО «Геопроект» сметная стоимость выполняемых работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области должна быть определена ресурсным методом в соответствии с МДС 81-35.2004 на основании ТСНБ — 2001 Тверской области (эталон) с дополнением и изменением «2», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно ­ коммунального хозяйства РФ от 5 мая 2015г. № 337/пр. и внесенным в Федеральный реестр сметных нормативов (рег. № 245 от 06.05.2015г.), в текущих ценах по состоянию на 4 квартал 2018г., утвержденных решением Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 24.12.2018г

В соответствии с положением «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»:

3.27. При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:

— ресурсный;

— ресурсно-индексный;

— базисно-индексный;

3.28. При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

    1. Для выделения ресурсных показателей могут использоваться ГЭСН-2001, проектные материалы (в составе проектов, РД) о потребных ресурсах, в том числе:

— ведомости потребности материалов (далее — ВМ) и сводные ведомости потребности материалов (далее — СВМ), составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и на остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ на основании государственных элементных сметных норм;

4.23. Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться:

— на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или в локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнении работ), с сопоставлением полученных результатов с данными из проектных материалов (ведомости потребности материалов — ВМ, сводные ведомости материалов — СВМ) и выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта;

Для разработки сметного расчета стоимости ремонта (документации) автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 – км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области, ООО «Геопроект» была разработана проектная документация на восстановление изношенного покрытия автомобильной дороги.

Проект на восстановление изношенного покрытия разработан в соответствии с «Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации №402 от 16.11.2012 г, действующих нормативных документов, инструкций, указаний, научно-исследовательских и методиче­ ских рекомендаций по разработке проектов ремонта и смет для дорожного строительства. При составлении проекта были использованы данные о результатах диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, дислокация дорожных знаков и разметки, согласованная с ГИБДД, а также другая дополнительная информация не­ обходимая для проектирования.

«Основной задачей при разработке проекта является разработка и обоснование проектных решений, обеспечивающих устранение дефектов и разрушений конструктивных элементов участка дороги, а также причин их образования, без изменения основных параметров объекта. Задача проекта на рассматриваемом участке дороги состоит в восстановлении и повышении его транспортно-эксплуатационного состояния».

«Основным критерием для проведения работ по восстановлению изношенного покрытия являлись прочностные характеристики существующего покрытия, оценка его фактического состояния на основании диагностики и визуального обследования. Оценка состояния дорожной одежды производилась согласно ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог» и ОДН 218.1.052-2002 «Оценка прочности нежестких дорожных одежд». При непосредственном наблюдении на дороге и визуальной оценке состояния дорожной одежды были выявлены основные дефекты существующего покрытия, к которым относятся: поперечные и продольные трещины, сетка трещин, выбоины и другие дефекты. Дорожная одежда разрушается главным образом под воздействием автомобильного транспорта и погодных условий. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение дорожного покрытия, проектом предусмотрено восстановление изношенных верхних слоев существующей дорожной одежды и исправление продольных и поперечных неровностей.»

Конструкция дорожной одежды разработана капитального типа с асфальтобетонным покрытием в соответствии с требованиями СП 34.13330.2012. Расчет усиления дорожной одежды выполнен по ОДН 218.046-2001. Требуемый модуль упругости определен согласно ОДН 218.1.052-2002 (стр. 127), составил не менее 220 Мпа (для дороги 2 катего­ рии). Принимая во внимание существующую дорожную одежду и требования нормативно-технической документации были запроектированы конструкции усиления дорожной одежды. По результатам расчетов принята к проектированию, следующая конструкция усиления дорожной одежды:

— Предварительное фрезерование существующей дорожной одежды на глубину 10см;

— Регенерируемый слой покрытия (методом дробления и регенерации дорожного полотна перемешиванием смеси с применением дорожной фрезы RX-700 ROADТEC с добавлением гранитного щебня М1200 фр. 20-40) из асфальтогранулята с добавлением битумной эмульсии h=8 см;

— Выравнивающий слой из плотной асфальтобетонной смеси тип Б марки 1 на битуме БНД марки 70/100 по ГОСТ 9128-2013 толщиной h cp.= 5 см; в составе используется щебень из изверженных пород (габбро-диабаз) с плотностью каменных материалов более 3т/м3 и плотностью а/б смеси =2,72 т/м3., что подтверждено предварительным рецептурным составом на приготовление а/бетонной смеси. (Том 1.3);

— Верхний слой покрытия h= 5см Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЦМА- 15) на битуме ПБВ 60 по ГОСТ 31015-2002. в составе ЩМА используется щебень из изверженных пород (габбро-диабаз) с плотностью каменных материалов более 3тн/м3 и плотностью а/б смеси =2,72 т/м3, что подтверждено предварительным рецептурным соста­ вом на приготовление а/бетонной смеси (Том l .3).

2.18. «Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов».[1]

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ проектная документация, разработанная ООО «Геопроект» не подлежит государственной экспертизе.

«Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства».[2]

«Государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, следующих объектов:

2) объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;»[3]

«линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;»[4]

Сметная стоимость выполняемых работ (на момент заключения государственного контракта от 1 апреля 2019 года № 43-2019 с ООО «Геопроект») по объекту: «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области» должна быть определена основании:

«Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться:

— исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы — листы авторского надзора и акт на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;»[5]

Исследование по вопросам № 2.3

2. Какую сметно-нормативную базу, а также какие единичные расценки следовало использовать при проверке (определении) стоимости материалов на устройство выравнивающего и верхнего слоя дорожного покрытия по позициям:

  • «Смеси асфальтовые тип Б марка 1, с модифицирующей добавкой РТЭП, для устройства 1 000 м2 покрытия толщиной 4 см.»

— «Асфальтобетонная смесь щебеночно-мастичная вид ЩМА-15 на ПБВ-60 для устройства покрытия толщиной 4 см.»

по объекту: «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области»?

3. Было ли допущено завышение стоимости материалов в сметном расчете на устройство выравнивающего и верхнего слоя дорожного покрытия по позициям:

— «Смеси асфальтовые тип Б марка 1, с модифицирующей добавкой РТЭП, для устройства 1 000 м2 покрытия толщиной 4 см.»

— «Асфальтобетонная смесь щебеночно-мастичная вид ЩМА-15 на ПБВ-60 для устройства покрытия толщиной 4 см.»

Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено Федеральным законом или договором.

Согласно пункту 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 (далее — МДС 81- 35.2004, Методика) под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.

ГЭСН 81-02-27-2017. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Сборник 27 «Автомобильные дороги», утверждены и внесены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1038/пр.

Согласно пункту 1.27 ГЭСН сметные нормы сборника 27 «Автомобильные дороги» предназначены для определения затрат на выполнение работ по сооружению автомобильных дорог.

В результате исследования представленных материалов дела установлено, что при определении сметной стоимости нормы расхода соответствуют нормам ГЭСН, указанных в примененных расценках 27-06-29-01 и при добавке на увеличение толщины слоя 27-06-30-01, однако расход добавленной смеси осуществлен по соседним расценкам 27-06-29-02 и при добавке на толщину 27-06-30-02.

Увеличение стоимости сметы за счет увеличения расхода смеси составило около 28,8 млн. руб. с учетом НДС.

Отличие примененной расценки 27-06-29-01 и 27-06-30-01 от расценки 27-06-29-02-02 в том, что плотность смеси при применении первой расценки до 2,9 тн/м3. а при второй 3.0 тн/м3 и более, при идентичных расходах остальных материалов.

Действительно, замена нормативов в расценках ГЭСН запрещена, допустима замена материалов и их расход, при наличии проекта, в котором отражены материалы и расходы отличные от нормативных. В этом случае делается замена материала с расходом в соответствии проектом либо в соответствии технической частью ГЭСН.

Эксперт считает, что в данном случае, при наличии в проектной документации подтверждения применения материалов плотностью более 3.0 тн/м3, имеет место быть техническая ошибка (некорректность) при составлении сметного расчета. При применении соседней расценки для плотности материала 3,0 тн/м3 и более (27-06-29-02 и 27-06-30-02) по которой и был взят расход смеси, расценка будет соответствовать примененной смеси и расходу всех остальных материалов и стоимость по смете будет без завышения.

ВЫВОД

Вопрос 1. На основании каких сметных и исходных данных (на момент заключения государственного контракта от 1 апреля 2019 года № 43-2019 с ООО «Геопроект») должна быть определена сметная стоимость выполняемых работ по объекту: «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области?

Ответ: Сметная стоимость выполняемых работ (на момент заключения государственного контракта от 1 апреля 2019 года № 43-2019 с ООО «Геопроект») по объекту: «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области» должна быть определена основании положений п. 2.18. «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»:

«Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться:

— исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы — листы авторского надзора и акт на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;»

Вопрос 2. Какую сметно-нормативную базу, а также какие единичные расценки следовало использовать при проверке (определении) стоимости материалов на устройство выравнивающего и верхнего слоя дорожного покрытия по позициям:

  • «Смеси асфальтовые тип Б марка 1, с модифицирующей добавкой РТЭП, для устройства 1 000 м2 покрытия толщиной 4 см.»

— «Асфальтобетонная смесь щебеночно-мастичная вид ЩМА-15 на ПБВ-60 для устройства покрытия толщиной 4 см.»

по объекту: «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Бежецк-Весьегонск-Устюжна на участке км. 36+700 — км. 87+000 в Рамешковском и Бежецком районах Тверской области»?

Вопрос 3. Было ли допущено завышение стоимости материалов в сметном расчете на устройство выравнивающего и верхнего слоя дорожного покрытия по позициям:

— «Смеси асфальтовые тип Б марка 1, с модифицирующей добавкой РТЭП, для устройства 1 000 м2 покрытия толщиной 4 см.»

— «Асфальтобетонная смесь щебеночно-мастичная вид ЩМА-15 на ПБВ-60 для устройства покрытия толщиной 4 см.»

Ответ на 2 и 3 вопросы: В результате проведенного исследования представленных материалов дела установлено, что при определении сметной стоимости нормы расхода соответствуют нормам ГЭСН, указанных в примененных расценках 27-06-29-01 и при добавке на увеличение толщины слоя 27-06-30-01, однако расход добавленной смеси осуществлен по соседним расценкам 27-06-29-02 и при добавке на толщину 27-06-30-02.

Увеличение сметы за счет увеличения расхода смеси составило около 28,8 млн. руб. с учетом НДС.

Отличие примененной расценки 27-06-29-01 и 27-06-30-01 от расценки 27-06-29-02-02 в том, что плотность смеси при применении первой расценки — до 2,9 тн/м3. а при второй — 3.0 тн/м3 и более, при идентичных расходах остальных материалов.

Действительно, замена нормативов в расценках ГЭСН запрещена, допустима замена материалов и их расход, при наличии проекта, в котором отражены материалы и расходы отличные от нормативных. В этом случае делается замена материала с расходом в соответствии проектом либо в соответствии технической частью ГЭСН.

Эксперт считает, что в данном случае, при наличии в проектной документации подтверждения применения материалов плотностью более — 3.0 тн/м3, имеет место быть техническая ошибка (некорректность) при составлении сметного расчета. При применении соседней расценки для плотности материала — 3,0 тн/м3 и более (27-06-29-02 и 27-06-30-02) по которой и был взят расход смеси, расценка будет соответствовать примененной смеси и расходу всех остальных материалов, и стоимость выполнения работ по смете будет без завышения.