Строительная экспертиза

«Независимое агентство строительных экспертиз» ООО «Стройэкспертиза»

Для быстрой связи:

Экспертиза асфальтобетонного покрытия для суда

Определение Арбитражного суда Брянской области под председательством федерального судьи Земченковой Г.В. от 30 июня 2020 года по материалам арбитражного дела № А09-ХХ по иску ООО «ХХХХ» г. Брянск, к Администрации Унечского района Брянской области, г. ХХХХ Брянской области, третье лицо: казенное предприятие «Управление автомобильных дорог Брянской области», г. Брянск о взыскании ХХХХ руб. ХХ коп.

На исследование представлены:

— ознакомление с материалами арбитражного дела № А09-ХХ проходило через картотеку арбитражных дел 13 – 14 июля, 29-30 июля 2020г.

Время и место проведения:

— адрес проведения: г. ХХХХ, ул. ХХХХХХХ,

 

На разрешение эксперту поставлены вопросы:

(вопросы даны в соответствии с текстом определения Суда без редакции)

  1. Каков объем работ, фактически выполненных ООО «XXXXX» по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года?
  2. Соответствует ли уложенное асфальтобетонное покрытие по толщине, плотности, водонасыщению, уплотнению, условиям контракта, техническим нормам и требованиям, действующим на территории РФ (СНиП, ГОСТ и т.д.) по состоянию на 09.11.2017 года, а также в настоящее время с учетом гарантийного срока работ.
  3. Соответствует ли выполненные работы по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года условиям контракта, строительным и иным техническим требованиям нормативной документации (СНиП, ГОСТ и др.). Если нет, то установить причины несоответствия, а также образования таких дефектов и их влияния на безопасную эксплуатацию объекта без изменения планируемого срока эксплуатации, гарантийного срока работ?
  4. При ответе на вопросы 2. 3. установить, являются ли выявленные в период гарантийного срока недостатки существенными и неустранимыми. Является целесообразным устранение недостатков, либо необходимо заново выполнить предусмотренные муниципальным контрактом № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года работы.
  5. Возможно ли использовать результаты работ, выполненных ООО «ХХХХ» по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года по назначению, в том числе с учетом безопасности дорожного движения.

Производство экспертизы поручено:

Эксперту Оболенскому Владимиру Викторовичу, имеющему высшее техническое образование (специальность инженер-строитель). Диплом Рудненского индустриального института № 197093 по специальности промышленное и гражданское строительство. Стаж экспертной работы с 2012 года.

Использованная литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации
  3. Градостроительный кодекс Российский Федерации.
  4. Федеральный стандарт оценки №2 «Цель оценки и виды стоимости»;
  5. Федеральный закон от 31.05.2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (действующая на момент заключения договора субподряда).

Свод правил СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75

8 Свод правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85г

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

На основании Определения Арбитражного суда Брянской области от 30 июня 2020 года о назначении судебной строительно-технической экспертизы по арбитражному делу № А09-ХХ, экспертом было произведено визуальное и инструментальное обследование работ выполненных ООО «XXXXXXXXXXX» по ремонту автомобильной дороги расположенной: Брянская область, Унечский район, город ХХХХ, ул. ХХХХХХХ в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».

В результате исследования материалов дела установлено, что подрядная организация ООО «XXXXXXXX» на основании муниципального контракта № 127200000217004020-0124439-01 от 15.09.2017 года выполнила работы — ремонт автомобильной дороги по ул. ХХХХХХХ в г. ХХХХ, Унечского района, Брянской области.

Для выполнения работ по ремонту автомобильной дороги по ул. ХХХХХХХ, Администрация Унечского района, именуемая в дальнейшем «Заказчик», в лице главы администрации Унечского района Кускова Анатолия Михайловича, действующего на основании Устава Унечского района, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «XXXXXXXXXXXXXX», именуемое в дальнейшем «Подрядчик», в лице генерального директора Ширана Николая Владимировича, действующего на основании Устава, с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны/Сторона», . . . заключили настоящий Муниципальный контракт № 127200000217004020-0124439-01 о нижеследующем:

1. Предмет контракта.

1.1 Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить собственными силами подрядные работы по объекту «Ремонт автомобильной дороги по ул. ХХХХХХХ в г. ХХХХ Унечского района Брянской области», с использованием своего оборудования и материалов, в соответствии с локальной сметой, в установленные настоящим Контрактом сроки.

1.2. Подрядчик обязуется в установленный настоящим Контрактом срок выполнить работы, указанные в п. 1.1 настоящего Контракта собственными силами и/или с привлеченными силами в соответствии с утвержденной сметной документацией и слать объект Заказчику готовый к эксплуатации в установленные сроки.

2. Сроки выполнения работ

2.1. Сроки выполнения работ:

— дата начала выполнения работ — с даты подписания Контракта.

— дата окончания выполнения работ – 31.10.2017 года.

3. Цена контракта

3.1. Цена работ по Контракту составляет 6 026 538 руб. 88 коп (шесть миллионов двадцать шесть тысяч пятьсот тридцать восемь) рублей 88 копеек, в том числе НДС 18 % в размере  919 302 руб. 54 коп. (девятьсот девятнадцать тысяч триста два рубля 54 копейки).

Цена работ по Контракту включает в себя стоимость работ, материалов, транспортные и прочие расходы, связанные с выполнением работ, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, выплаченных или подлежащих к выплате в соответствии с законодательными или нормативными актами.

3.2. Указанная цена Контракта является твердой, неизменной в течении всего срока действия настоящего Контракта.

3.5. Заказчик по согласованию с Подрядчиком вправе увеличить количество выполняемых работ на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота). При этом цена единицы работы не должна превышать цену единицы работы, определяемую как частное от деления цепы контракта, указанной в заявке на участие в аукционе, на количество товара, указанное в извещении о проведении аукциона.

3.6. В контракте предусмотрена возможность по предложению Заказчика увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество работ не более чем на десять процентов, предусмотренных контрактом. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству работ исходя из установленной в контракте цены единицы работ, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества работ стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы. Цена единицы дополнительно выполняемой работы или цена единицы работы при уменьшении предусмотренного контрактом количества выполняемых работ должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренный в контракте объем работ.

  1. Производство работ.
    1. Заказчик, а так же организация, осуществляющая строительный контроль (в случае привлечения Заказчиком организации для осуществления функции строительного контроля) имеет право беспрепятственного доступа ко веем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время производства.
    2. Работа считается выполненной после подписания Сторонами Акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-2), и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма КС-3), подписанной Заказчиком и Подрядчиком на дату приемки работ и Акта приемочной комиссии подписанного всеми членами комиссии и утвержденного Заказчиком.
    3. Подрядчик самостоятельно организует производство работ на объекте и координирует работу субподрядных организаций.
    4. Подрядчик своевременно совместно с Заказчиком производит освидетельствование скрытых работ с оформлением актов приемки скрытых работ.

8.Приемка выполненных работ

    1. Предусмотренные настоящим Контрактом работы осуществляются в полном соответствии с проектно- сметной документацией, требованиями СНиП, согласно Техническому заданию на выполнение работ.
    2. Ежемесячно до 25 числа текущею месяца Подрядчик представляет заказчику Акты о приемке выполненных работ, оформленые но унифицированной форме КС-2, и Справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение работ и необходимые для оплаты другие документы.

10.Гарантийный срок

    1. В соответствии со ст. ст.755, 756 Гражданского кодекса Российской Федерации, гарантированный срок качества выполненных работ — 5 лет со дня подписания акта приемки в эксплуатацию закопченного строительством объекта.
    2. При обнаружении в период действия гарантийного срока эксплуатации недостатков, которые не позволят продолжить нормальную эксплуатацию результатов работы до их устранения, Подрядчик обязан устранить эти недостатки за свой счет. При этом гарантийный срок продлевается на период устранения недостатков.

13. Расторжение контракта.

    1. Расторжение настоящего Кон факта возможно:
  • по взаимному соглашению Сторон;
  • по решению Арбитражного суда;
  • в связи с односторонним отказом Стороны Контракта, от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (с учетом норм ч. 8-24 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

13.3.Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Техническое задание

  1. Описание объекта закупки: «Ремонт автомобильной дороги по ул. ХХХХХХХ в г. ХХХХ Унечского района Брянской области»
  2. Объем выполняемых работ: в соответствии с проектно-сметной документацией
  3. Место выполнения работ: ул. ХХХХХХХ г.ХХХХ Брянской области
  4. Сроки (периоды) выполнения работ:

— дата начала выполнения работ — с даты подписания Контракта;

— дата окончания выполнения работ -31.10.2017 года.

  1. Сведения о включенных (нс включенных) в цену работ расходах, сопутствующих затратах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей: стоимость строительно-монтажных работ, дорожно-строительных материалов, транспортные и прочие расходы, связанные с выполнением работ, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, выплаченных или подлежащих к выплате в соответствии с законодательными или нормативными актами.
  2. Виды выполняемых работ: в соответствии со сметной документацией
  3. Требования к качеству работ, в том числе технология производства работ, методы производства работ, организационно-технологическая схема производства работ, безопасность выполняемых работ: в соответствии со сметной документацией, Подрядчик обязан обеспечить выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности в соответствии со СНиП 12-03-2001 и СНиП 1-04-2002 «Безопасность труда в строительстве Часть 1 и Часть 2, с соблюдением мероприятий но охране окружающей среды в соответствии е требованиями СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», пожарной безопасности и сохранности объекта, обеспечить разгрузку и хранение материалов и оборудования.
  4. Требования по объему гарантии качества работ: Подрядчик гарантирует выполнение всех работ в объёме, предусмотренном проекто-сметной документацией и в сроки определенные условиями Контракта. Выполнение работ должно соответствовать требованиям: СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», ОДП (Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования) с применением для выполнения работ строительных материалов, имеющих сертификаты в соответствии с требованиями системы стандартизации и качества РФ.
  5. Требования по сроку гарантий качества на результаты работ: в соответствии со ст.755, 756 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гарантированный срок качества выполненных работ — 5 лет со дня подписания акта приемки в эксплуатацию законченного ремонтом объекта.

Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа Объекта или его частей, неправильной эксплуатации.

  1. Общие требования к выполнению работ: в соответствии с проектно- сметной документацией, работы выполняются в сроки, определенные Контрастом.
  2. Условия выполнения работ: победитель аукциона должен выполнить качественно все работы в объеме, соответствующем проекгно- сметной документации на объект, в соответствии с действующими строительными стандартами, в сроки, установленные настоящей документацией об аукционе и сдать объект в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации.
  3. Требования по выполнению сопутствующих работ, оказанию сопутствующих услуг, поставкам необходимых товаров, в т. ч. оборудования: нет
  4. Требования к безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ: в соответствии с требованиями

-СНиП 12-03-2001 «Безопасность в строительстве» Часть 1 — Общие требования;

-СНиП 12-04-2002 «Безопасность в строительстве» Часть 2- Строительное производство.

  1. Порядок сдачи и приемки результатов работ: Работы осуществляются в полном соответствии со сметной документацией.
  2. Предусмотренные настоящим Контрактом работы осуществляются в полном соответствии с утвержденной сметной документацией, требованиями СНиП.
  3. Ежемесячно до 25 числа следующего за отчетным месяцем Подрядчик представляет Заказчику Акты о приемке выполненных работ, оформленные по унифицированной форме КС-2 и Справку о стоимости выполненных работ и затрат но форме № КС-3, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение и необходимые для оплаты другие документы.
  4. Правовое регулирование выполняемых работ: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

Ведомость объёмов работ по ремонту автомобильной дороги.

Основные требования, предъявляемые к выполняемым работам:

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Статья 34. Требования к строительным материалам и изделиям, применяемым в процессе строительства зданий и сооружений

1. Строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации.

2. Строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

3. Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (действующая на момент заключения договора субподряда):

п.5. Исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.

п.5.3. Освидетельствование работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (далее — скрытые работы), оформляется актами освидетельствования скрытых работ по образцу, приведенному в приложении № 3. Перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

п.5.4. Освидетельствование строительных конструкций, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее — ответственные конструкции), оформляется актами освидетельствования ответственных конструкций по образцу, приведенному в приложении № 4. Перечень ответственных конструкций, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

п.6. В состав исполнительной документации также включаются следующие материалы:

а) исполнительные геодезические схемы;

б) акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения;

в) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;

г) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);

д) иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

Требования к составлению и порядку ведения материалов, предусмотренных настоящим пунктом, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Свод правил СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства». Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. № 781).

4.1 Строительство зданий и сооружений выполняется при наличии разрешения на строительство, полученного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Перечни зданий и сооружений, для строительства которых разрешение на строительство не требуется, устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.

5.7.3 Проект производства работ (далее — ППР), а также иные документы, в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ, утверждаются лицом, осуществляющем строительство.

5.7.4 Проект производства работ в полном объеме должен разрабатываться:

при любом строительстве на городской территории;

при любом строительстве на территории действующего предприятия;

при строительстве в сложных природных и геологических условиях, а также технически особо сложных объектов — по требованию органа, выдающего разрешение на строительство или на выполнение строительно-монтажных и специальных работ.

В остальных случаях ППР разрабатывается по решению лица, осуществляющего строительство в неполном объеме.

6.13 Лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию:

акты освидетельствования скрытых работ;

акты освидетельствования ответственных конструкций;

исполнительные геодезические схемы и чертежи;

результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;

документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);

иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

Требования к составлению и порядку ведения исполнительной документации устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6.14 По мере готовности работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность здания (сооружения), и если в соответствии с технологией строительства эти показатели не могут быть проконтролированы после выполнения последующих работ, лицо, осуществляющее строительство, в сроки по договоренности, но не позднее чем за три рабочих дня извещает застройщика (заказчика), представителей органов государственного контроля (надзора) и авторского надзора о сроках выполнения соответствующей процедуры оценки соответствия.

Выявленные такой процедурой недостатки должны быть устранены с составлением соответствующих актов.

До устранения выявленных недостатков и оформления соответствующих актов выполнение последующих работ недопустимо.

В результате проведенного обследования установлено не соответствие выполненных работ строительным нормам, Техническому заданию и локальным сметам на выполнение работ. В материалах дела отсутствует исполнительная документации и акты освидетельствования скрытых работ.

 

Исследования по вопросу №1.

  1. Каков объем работ, фактически выполненных ООО «XXXXXXXXXXXXXX» по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года?

В соответствии с требованиями СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений»:

п. 6.1. Подготовка к проведению обследований предусматривает ознакомление с объектом обследования, проектной и исполнительной документацией на конструкции и строительство сооружения, с документацией по эксплуатации и имевшим место ремонтам и реконструкции, с результатами предыдущих обследований

Экспертом произведен внешний осмотр выполненных работ по ремонту автомобильной дороги на ул. ХХХХХХХ, с выборочным фиксированием на цифровую камеру (см. Приложение), что соответствует требованиям СП 13-102-2003.

п. 7.2 Основой предварительного обследования является осмотр здания или сооружения и отдельных конструкций, с применением измерительных инструментов и приборов (бинокли, фотоаппараты, рулетки, штангенциркули, щупы и прочее).

Выполненные ремонтных работ автодороги по ул. ХХХХХХХ соответствуют требованиям градостроительных регламентов:

“Градостроительному кодексу Российской Федерации”

“Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений”.

В Статье 2. Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29. 12. 2004 N 190-ФЗ (ред. от 25. 12. 2018) определены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности:

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

В Главе 1 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» N 384-ФЗ от 30.12.2009 (ред. от 02.07.2013) определены цели принятия Федерального Закона:

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений;

В соответствии со статьей 5. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлено:

1. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также — строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

2. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1521 от 26.12.2014г. установлен перечень национальных стандартов и сводов правил (СП), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение Технического регламента безопасности здания и сооружений №384-ФЗ.

Экспертом при обследовании определен объем работ, выполненных ООО «XXXXXXXXXXX» при ремонте автомобильной дороги согласно муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года.

Сопоставление объемов работ представлены в таблице-1.

В связи с отсутствием исполнительной документации не представляется возможным определить фактическое выполнение отдельных видов работ, но согласно имеющимся фотографиям (фото 16, 19, 20, 21) можно сделать предположение, что люки чугунные не менялись, так как везде установлены люки разных марок. Соответственно не выполнялись и работы по устройству горловин из кирпича и монтажу плит каналов.

Представленный в материалах дела Журнал общих работ не соответствует правилам ведения общего журнала работ, в разделе-3 отсутствуют краткие сведения о ходе выполнения работ, не отражены сведения о применяемых материалах, температуре принимаемой асфальтобетонной смеси должна быть не менее указанной в таблице.

Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»

II. Порядок ведения общего журнала работ

Раздел 3  «Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» заполняется уполномоченным представителем лица, осуществляющего строительство. В указанный  раздел включаются данные о выполнении всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

Данные о работах, выполняемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, должны содержать сведения о начале и окончании работы и отражать ход ее выполнения. Описание работ должно производиться применительно к конструктивным элементам здания, строения или сооружения с указанием осей, рядов, отметок, этажей, ярусов, секций, помещений, где работы выполнялись. Здесь же должны приводиться краткие сведения о методах выполнения работ, применяемых строительных материалах, изделиях и конструкциях, проведенных испытаниях конструкций, оборудования, систем, сетей и устройств (опробование вхолостую или под нагрузкой, подача электроэнергии, давления, испытания на прочность и герметичность и др.).

Раздел 6  «Перечень исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства» заполняется уполномоченным представителем лица, осуществляющего строительство. В указанном  разделе приводится перечень всех актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образов (проб) применяемых строительных материалов, результатов проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов в хронологическом порядке.

При устройстве асфальтобетонного покрытия внутриквартальных дорог следует выполнять входной и операционный контроль и оценку соответствия выполненных работ, руководствуясь требованиями утвержденных проектов и действующих нормативно-технических документов.

Результаты входного контроля должны быть занесены в «Журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования».

Сравнительная таблица объемов работ по ремонту автомобильной дороги. Таблица-1

 

Исследования по вопросу №2.

  1. Соответствует ли уложенное асфальтобетонное покрытие по толщине, плотности, водонасыщению, уплотнению, условиям контракта, техническим нормам и требованиям, действующим на территории РФ (СНиП, ГОСТ и т.д.) по состоянию на 09.11.2017 года, а также в настоящее время с учетом гарантийного срока работ.

При выполнении работ по устройству асфальтобетонного покрытия Техническим заданием к Контракту рекомендовано использовать асфальтобетонную смесь тип В марки II.

Асфальтобетонная смесь тип В, марки II используется для устройства верхних слоев покрытий при ямочном, текущем и капитальном ремонте, так и для строительства новых дорог, дворовых территорий, проездов, площадок, пешеходных зон. Представляет собой мелкозернистую асфальтобетонную смесь с размером минеральных зёрен до 20 мм. Асфальтобетон плотный, с остаточной пористостью св. 2,5 — 5,0%; содержание щебня составляет от 30 до 40%.

При проведении обследования ремонтных работ на автомобильной дороге для проведения лабораторного исследования асфальтобетонного покрытия, осуществлялся отбор вырубок с применением нарезчика швов.

Вырубкаобразец асфальтобетона призматической формы с ненарушенной структурой, полученный путем выпиливания из уплотненного слоя дорожной одежды.

Отбор вырубок осуществлен в соответствии с требованиями СП 82-13330.2016 «Благоустройство территорий».

В результате лабораторных исследований получены следующие характеристики асфальтобетонного покрытия:

Образец

Вид асфальтобетона

Толщина слоя см.

Водонасыщение по объему в %

Коэффициент уплотнения

ГОСТ

Факт

ГОСТ

Факт

Протокол № 320

Тип В. Марка II

4,4

4,5

10,5

0,99

О,93

Протокол № 319

Тип В. Марка II

3,8

4,5

7,05

0,99

0,96

Протокол № 318

Тип В. Марка II

6,1

4,5

4,78

0,99

0,98

Водонасыщение — это одно из свойств любого материала. Его показатель формируется на основе способности к заполнению пор и трещин жидкостью. Водонасыщение для асфальтобетона зависит от его пористости. Величина увеличивается в случае недостаточного уплотнения. Показатель будет нормальным, если в точности следовать технологии производства. Водонасыщение асфальтобетона ГОСТ 9128-2009 определяется в лабораторных условиях.

Изменения свойств могли произойти в связи с тем, что в процессе устройства покрытия была нарушена технология. Не соблюдались необходимые требования к температурным показателям. К примеру, укладка производилась под дождем или при низких температурах. Показатель ухудшается, если по поверхности каток не прошел достаточное количество раз. Применялась смесь для асфальта низкого качества. Рецепт приготовления должен соответствовать требованиям ГОСТа.

Со времени устройства асфальтового покрытия, октября 2017 года прошло около трех лет. Асфальтобетон в процессе работы в дорожном покрытии подвергается воздействию комплекса атмосферных факторов и во времени изменяет свои свойства. Определить характеристики асфальтобетонного покрытия на момент его укладки не представляется возможным, существующие требования ГОСТ и СНиП к асфальтобетонному покрытию действовали и в 2017 году.

При старении асфальтобетона в слое дорожного покрытия под воздействием кислорода воздуха, температурных условий и воды ярко проявляется четыре основных стадии этого процесса: упрочнение структуры, ее стабилизация, начало развития деструкционных процессов и разрушение. Длительность каждой стадии, определяется многими факторами: технологией приготовления смесей и ее параметрами, происхождением, свойствами и зерновым составом минеральных материалов, характером взаимодействия вяжущего с поверхностью минеральных материалов, режимом технологии уплотнения смесей, интенсивностью движения транспортных средств и степенью их удельного давления на покрытие, климатическими региона и др.

В соответствии с заключением лаборатории ясно, что водонасыщение на прямую зависит от степени уплотнения асфальтового покрытия. При коэффициенте уплотнения = 0,93, водонасыщение увеличивается почти в 2 раза.

Характеристики по взятым пробам в июле 2020 года у асфальтобетонного покрытия выполненного в октябре 2017 года не могут соответствовать требованиям по коэффициенту уплотнения, водонасыщению требованиям, указанным в ГОСТ и СНиП к готовому асфальтобетонному покрытию.

В связи с отсутствием стандартизированных показателей изменения характеристик асфальтобетонного покрытия в период эксплуатации, оценка состояния асфальтобетонного покрытия проводится на основе анализа полученных лабораторных исследований и визуального осмотра дорожного покрытия на наличие деформаций и разрушений.

Исследования по вопросу № 3.

3. Соответствует ли выполненные работы по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года условиям контракта, строительным и иным техническим требованиям нормативной документации (СНиП, ГОСТ и др.). Если нет, то установить причины несоответствия, а также образования таких дефектов и их влияния на безопасную эксплуатацию объекта без изменения планируемого срока эксплуатации, гарантийного срока работ?

Выполненные работы по ремонту асфальтобетонного покрытия на ул. ХХХХХХХ не соответствуют условиям муниципального контракта и требованиям технической документации.

Дефекты асфальтобетонного покрытия — это отклонения геометрических параметров, структуры и текстуры дорожной одежды от технических условий и нормативных требований ГОСТ. Асфальтобетонное покрытие постоянно подвержено периодически возникающим эксплуатационным воздействиям.

Накапливающиеся внутренние структурные напряжения, способствуют возникновению всевозможных дефектов и повреждений.

Виды дефектов асфальтобетонного покрытия связаны с целым комплексом различных факторов:

1. Конструктивные (проектные) дефекты появляются в результате ошибочных вычислений при проектировании, нарушении технического задания и неверного применения нормативной документации.

2. Производственные дефекты связаны с несоответствием фактически выполненных технических решений (уклон дороги, ширина земляного полотна и др.) и требованиям разработанной проектной документации.

3. Технологические — обусловлены нарушениями технологической инструкции, несоблюдением правил и порядка производства работ.

4. Эксплуатационные — возникают в период эксплуатации дорожного полотна и являются результатом естественного старения покрытия, износа, влияния погодных и климатических условий, воздействия транспортных нагрузок и пр.

Наиболее распространенные повреждения конструкции дорожного полотна:

  • просадка — искажение профиля дороги в форме впадин с пологими краями;
  • колея — деформация поперечного профиля дорожного полотна вдоль линии наката;
  • проломы — основательное разрушение конструкционных слоев покрытия с резкой деформацией поперечного профиля;
  • выкрашивание — нарушение покрытия за счет выпадения частей минерального материала;
  • разрушения кромок — обрушение наружного среза дорожных покрытий в местах сопряжений с обочинами;
  • раскрытые трещины — линейные необработанные повреждения с шириной разрыва 3 мм и более.

К нарушениям поверхности покрытия относятся следующие дефекты:

  • сдвиги — смещение конструкционных слоев, обычно на крутых спусках или в местах торможения;
  • волны — чередование на поверхности возвышений и впадин в продольном направлении относительно центральной оси дороги;
  • шелушение — последовательное разрушение поверхности в результате отслаивания тонких чешуек материала;
  • выбоины — дефекты в форме углублений с резко обозначенными краями (глубина 3 см и более);
  • трещины (одиночные, сетка) — продольные, пересекающиеся, поперечные разрывы, хаотично расположенные на поверхности без какой-либо закономерности.

При проведении обследования состояния асфальтобетонного покрытия обнаружены дефекты поверхности покрытия в виде трещин, выбоин.

 Причинами образования выбоин могут быть недоуплотнение материала в данном месте, применение неоднородного или загрязненного примесями материала, образование трещин или мест повышенного динамического воздействия колес автомобилей из-за неровности покрытия и т.д. Для предотвращения развития выбоин по площади и глубине необходимо принимать меры по их устранению после обнаружения.

Образование продольных и поперечных трещин как правило происходит при нарушении технологии укладки и укатки смеси. Недостаточная деформативная способность покрытия и малая сопротивляемость его напряжениям, возникающим от изменения температуры и многократного воздействия нагрузки. Неоднородность свойств покрытий и основания, а также ряд случайных факторов.

Имеющаяся продольная трещина асфальтобетонного покрытия разделяет автодорогу на две полосы и образовалась в результате нарушения технологии выполнения работ по устройству асфальтобетонного покрытия. В связи с отсутствием в материалах дела ППР (проекта производства работ) и технологических карт следует предположить, что работы по укладке асфальтобетонной смеси выполнялся одни асфальтоукладчиком. При этом длина укладываемой полосы была довольно протяженной и асфальтобетон на краю уложенной полосы остыл.

Участки продольных сопряжений чаще подвергаются разрушающему действию воды, поэтому качеству их устройства следует уделять повышенное внимание, особенно при работе одного асфальтоукладчика. Края ранее уложенной полосы необходимо разогревать с помощью инфракрасных излучателей либо путем укладки на полосу горячей смеси шириной 10-20 см.

Распределенная асфальтобетонная смесь (далее АБС) достаточно быстро остывает. Продолжительность остывания зависит от текущей температуры, погодных условий и толщины слоя (чем он тоньше, тем выше скорость остывания).

Таблица 8 – Минимально допустимая температура асфальтобетонной смеси

Вид асфальтобетонной смеси

Толщина слоя, см

Минимальная температура смеси в асфальтоукладчике, °С, при температуре воздуха, °С

30

20

15

10

5

0

-5

-10

Горячая

до 5

5-10

Теплая

До 5

5-10

Примечание – Над чертой – при скорости ветра до 6 м/с, под чертой – 6-13 м/с.

Длина полосы, укладываемой за один проход, при использовании одного асфальтоукладчика назначается с учетом температуры воздуха, а также возможности одновременного уплотнения двух смежных полос. Возможные пределы изменения длины приведены в таблице.

Длины полос укладки асфальтобетонной смеси

Температура воздуха, °С

Длина укладываемой полосы, м

одним асфальтоукладчиком

Двумя асфальтоукладчиками

на защищенных от ветра участках

на открытых участках

5-10

30-40

25-30

60-70

10-15

40-60

30-50

70-80

15-20

60-80

50-70

80-100

20-25

80-100

70-80

100-150

более 25

100-150

80-100

150-200

В случаях, когда покрытие нельзя устраивать сразу на всю ширину и распределение смеси производится одним асфальтоукладчиком, длина укладываемой полосы устанавливается по таблице. Если температура ранее уложенной смежной полосы ниже требуемой, ее край на ширину до 150 мм следует прогреть с помощью линейки-разогревателя, использующего тепловую энергию инфракрасного излучения.

Линейка-разогреватель позволяет разогревать асфальтобетон слоем 30-40 мм за 2-3 мин до температуры 80-100 °С.

При сопряжении смежных полос линейку-разогревательперемещают со скоростью, обеспечивающей нагрев асфальтобетона до температуры70-80 °С по краю ранее уложенной полосы асфальтобетона, который на ширину100-150 мм не подвергался уплотнению. Вновь устраиваемая полоса соприкасается в этом случае с разогретым краем ранее устроенной полосы, которая подвергается уплотнению одновременно с новой полосой.

До начала укладки новой полосы вертикальный край ранее уложенного асфальтобетона смазывается битумной эмульсией. При устройстве новой полосы смесь распределяется толщиной слоя с учетом его уменьшения при уплотнении до толщины ранее устроенной полосы.

Распределение и уплотнение асфальтобетонных смесей производят с соблюдением следующих дополнительных правил:

— температура асфальтобетонной смеси при распределении должна быть не ниже 160 °С;

— асфальтобетонная смесь должна распределяться только асфальтоукладчиками. Выравнивающая плита должна непрерывно нагреваться, а трамбующий брус включен. При работе одним укладчиком длину захватки следует уменьшить, чтобы новая полоса примыкала к теплой, не остывшей кромке ранее уложенной полосы;

Длина полосы, укладываемой за один проход, при использовании одного асфальтоукладчика назначается с учетом температуры воздуха, а также возможности одновременного уплотнения двух смежных полос. Возможные пределы изменения длины приведены в таблице.

Длины полос укладки асфальтобетонной смеси

Температура воздуха, °С

Длина укладываемой полосы, м

одним асфальтоукладчиком

Двумя асфальтоукладчиками

на защищенных от ветра участках

на открытых участках

5-10

30-40

25-30

60-70

10-15

40-60

30-50

70-80

15-20

60-80

50-70

80-100

20-25

80-100

70-80

100-150

более 25

100-150

80-100

150-200

Основным дефектом асфальтобетонного покрытия является продольная трещина, разделяющая полосы движения. В результате обследования не обнаружено следов интенсивного разрушения кромок трещины, разделяющей полосы движения. Имеющиеся выбоины и трещины негативного влияния на безопасную эксплуатацию объекта не оказывают.

 

Исследования по вопросу № 4.

  1. При ответе на вопросы 2. 3. установить, являются ли выявленные в период гарантийного срока недостатки существенными и неустранимыми. Является целесообразным устранение недостатков, либо необходимо заново выполнить предусмотренные муниципальным контрактом № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года работы.

По своей значимости и месту в оценке состояния дороги дефекты разделяются на скрытые, явные, критические и др. И все эти нарушения вмещаются в два емких понятия — устранимые и неустранимые повреждения.

Устранимые — это нарушение целостности дорожной одежды, которое устранить технически возможно и экономически оправдано без глобального вмешательства.

Неустранимый дефект — требующий только капитального ремонта.

Критерием для проведения основательного ремонта дороги является такое эксплуатационное состояние, при котором прочность полотна снизилась до предельно допустимых значений и проводить поверхностный ремонт экономически нецелесообразно.

Основной задачей капитального ремонта является полное восстановление эксплуатационных функций дорожной одежды, позволяющей обеспечить нормативные значения безопасности в условиях интенсивного движения транспортных средств с учетом требований к данной категории дороги.

В результате проведенного обследования установлено, что имеющиеся дефекты асфальтобетонного покрытия являются устранимыми. Их устранение технически возможно и экономически оправдано.

Технологическая последовательность работ, при ремонте трещин и выбоин, состоит из следующих операций:

— очистка асфальтобетонного покрытия от влаги, грязи и пыли на месте проведения работ;

— разметка границ ремонтных работ прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги с захваткой неразрушенного покрытия на 3-5 см;

— вырубка или холодное фрезерование ремонтируемого асфальтобетона по очерченному контуру на всю глубину, но не менее толщины слоя асфальтобетона. При этом боковые стенки должны быть вертикальными; очистка дна и стенок места ремонта от мелких кусков, крошки, пыли, грязи и влаги;

— обработка дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумной эмульсии, укладка асфальтобетонной смеси;

— выравнивание и уплотнение слоя покрытия.

 

 

Исследования по вопросу № 5.

5. Возможно ли использовать результаты работ, выполненных ООО «ХХХХ» по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года по назначению, в том числе с учетом безопасности дорожного движения.

В результате проведенного обследования установлено, что обнаруженные дефекты на асфальтобетонном покрытии, выполненного ООО «ХХХХ» по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года, являются устранимыми, их можно использовать по назначению и они не оказывают негативного влияния на безопасность дорожного движения.

Автомобильная дорога расположена в городской зоне с ограничением скорости движения автотранспорта. Поэтому при движении со скоростью 50 км/ч отдельные неровности высотой до 10 мм практически не сказываются на плавности хода автомобиля. Продольные трещины расположены по ходу движения автотранспорта и не влияют на безопасность дорожного движения.

ВЫВОД

Вопрос: 1. Каков объем работ, фактически выполненных ООО «XXXXXX» по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года?

Ответ: Экспертом при обследовании определен объем работ, выполненных ООО «XXXXXX» при ремонте автомобильной дороги согласно муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года.

Сопоставление объемов работ представлены в таблице № 1.

В связи с отсутствием исполнительной документации не представляется возможным определить фактическое выполнение отдельных видов работ, но согласно имеющимся фотографиям (фото 16, 19, 20, 21) можно сделать предположение, что люки чугунные не менялись, так как везде установлены люки разных марок. Соответственно не выполнялись и работы по устройству горловин из кирпича и монтажу плит каналов.

Вопрос: 2. Соответствует ли уложенное асфальтобетонное покрытие по толщине, плотности, водонасыщению, уплотнению, условиям контракта, техническим нормам и требованиям, действующим на территории РФ (СНиП, ГОСТ и т.д.) по состоянию на 09.11.2017 года, а также в настоящее время с учетом гарантийного срока работ.

Ответ: Характеристики по взятым пробам в июле 2020 года у асфальтобетонного покрытия выполненного в октябре 2017 года не могут соответствовать требованиям по коэффициенту уплотнения, водонасыщению требованиям, указанным в ГОСТ и СНиП к готовому асфальтобетонному покрытию.

В связи с отсутствием стандартизированных показателей изменения характеристик асфальтобетонного покрытия в период эксплуатации, оценка состояния асфальтобетонного покрытия проводится на основе анализа полученных лабораторных исследований и визуального осмотра дорожного покрытия на наличие деформаций и разрушений.

В результате лабораторных исследований получены следующие характеристики асфальтобетонного покрытия:

Образец

Вид асфальтобетона

Толщина слоя см.

Водонасыщение по объему в %

Коэффициент уплотнения

ГОСТ

Факт

ГОСТ

Факт

Протокол № 320

Тип В. Марка II

4,4

4,5

10,5

0,99

О,93

Протокол № 319

Тип В. Марка II

3,8

4,5

7,05

0,99

0,96

Протокол № 318

Тип В. Марка II

6,1

4,5

4,78

0,99

0,98

Вопрос: 3. Соответствует ли выполненные работы по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года условиям контракта, строительным и иным техническим требованиям нормативной документации (СНиП, ГОСТ и др.). Если нет, то установить причины несоответствия, а также образования таких дефектов и их влияния на безопасную эксплуатацию объекта без изменения планируемого срока эксплуатации, гарантийного срока работ?

Ответ: Выполненные работы по ремонту асфальтобетонного покрытия на ул. ХХХХХХХ не соответствуют условиям муниципального контракта и требованиям технической документации.

Дефекты асфальтобетонного покрытия — это отклонения геометрических параметров, структуры и текстуры дорожной одежды от технических условий и нормативных требований ГОСТ. Асфальтобетонное покрытие постоянно подвержено периодически возникающим эксплуатационным воздействиям.

Накапливающиеся внутренние структурные напряжения, способствуют возникновению всевозможных дефектов и повреждений.

При проведении обследования состояния асфальтобетонного покрытия обнаружены дефекты поверхности покрытия в виде трещин, выбоин.

 Причинами образования выбоин могут быть недоуплотнение материала в данном месте, применение неоднородного или загрязненного примесями материала, образование трещин или мест повышенного динамического воздействия колес автомобилей из-за неровности покрытия и т.д. Для предотвращения развития выбоин по площади и глубине необходимо принимать меры по их устранению после обнаружения.

Образование продольных и поперечных трещин как правило происходит при нарушении технологии укладки и укатки смеси. Недостаточная деформативная способность покрытия и малая сопротивляемость его напряжениям, возникающим от изменения температуры и многократного воздействия нагрузки. Неоднородность свойств покрытий и основания, а также ряд случайных факторов.

Имеющаяся продольная трещина асфальтобетонного покрытия разделяет автодорогу на две полосы и образовалась в результате нарушения технологии выполнения работ по устройству асфальтобетонного покрытия.

Вопрос: 4. При ответе на вопросы 2. 3. установить, являются ли выявленные в период гарантийного срока недостатки существенными и неустранимыми. Является целесообразным устранение недостатков, либо необходимо заново выполнить предусмотренные муниципальным контрактом № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года работы.

Ответ: В результате проведенного обследования установлено, что имеющиеся дефекты асфальтобетонного покрытия являются устранимыми. Их устранение технически возможно и экономически оправдано.

Технологическая последовательность работ, при ремонте трещин и выбоин, состоит из следующих операций:

— очистка асфальтобетонного покрытия от влаги, грязи и пыли на месте проведения работ;

— разметка границ ремонтных работ прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги с захваткой неразрушенного покрытия на 3-5 см;

— вырубка или холодное фрезерование ремонтируемого асфальтобетона по очерченному контуру на всю глубину, но не менее толщины слоя асфальтобетона. При этом боковые стенки должны быть вертикальными; очистка дна и стенок места ремонта от мелких кусков, крошки, пыли, грязи и влаги;

— обработка дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумной эмульсии, укладка асфальтобетонной смеси;

— выравнивание и уплотнение слоя покрытия.

опрос: 5. Возможно ли использовать результаты работ, выполненных ООО «ХХХХ» по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года по назначению, в том числе с учетом безопасности дорожного движения.

Ответ: В результате проведенного обследования установлено, что обнаруженные дефекты на асфальтобетонном покрытии, выполненного ООО «ХХХХ» по муниципальному контракту № XXXXXXXXXXXXXXX от 15.09.2017 года, являются устранимыми, их можно использовать по назначению и они не оказывают негативного влияния на безопасность дорожного движения.

Автомобильная дорога расположена в городской зоне с ограничением скорости движения автотранспорта. Поэтому при движении со скоростью 50 км/ч отдельные неровности высотой до 10 мм практически не сказываются на плавности хода автомобиля. Продольные трещины расположены по ходу движения автотранспорта и не влияют на безопасность дорожного движения.

 

Фото — 1

Фото – 2.

Фото – 3.

Фото – 4.

Фото – 5.

Фото – 6.

Фото – 7.

Фото – 8.

Фото – 9.

Фото – 10.

Фото – 11.

Фото – 12.

Фото – 13.

Фото – 14.

Фото – 15.

Фото – 16.

Фото – 17.

Фото – 18.

Фото – 19.

Фото – 20.

Фото – 21.

Фото – 22.