Строительная экспертиза

«Независимое агентство строительных экспертиз» ООО «Стройэкспертиза»

Для быстрой связи:

Обследование автомобильного навеса

Обследования автомобильного навеса,
с целью установления причин его обрушения, расположенного
по адресу: Московская область, ХХХХХХХХХ район,
дер. ХХХХХХХХХ, КП «ХХХХХХХХХ — 2».

Заказчик: ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ Сергеевич

Основание: Договор № 0317/21-1 от 17 марта 2021г.

 

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

Объектом обследования для проведения строительно–технической экспертизы является навес из профильных металлических труб, общей площадью 36.4 кв. м., находящийся по адресу: Московская область, ХХХХХХХХХ район, дер. ХХХХХХХХХ, КП «ХХХХХХХХХ-2», дом 44.

Навес – это особая кровля, которая держится в статичном положении за счет опор. Опорами для такой кровли обычно служат прочные столбы, но в зависимости от характера и назначения объекта их частично могут заменить стены.

Навес – это самостоятельное сооружение, которое может, как стоять отдельно от других зданий, так и примыкать к ним.

Данное сооружение (сварная конструкция) расположено на земельном участке отдельно от других зданий перед въездными воротами. Работы по устройству автомобильного навеса, согласно договора подряда № 3537 от 12 августа 2020 года выполняло ООО «Меткон».

В соответствии с Договором подряда № 3537 от 12 августа 2020 года заключенным между Заказчиком ХХХХХХХХХым ХХХХХХХХХом Сергеевичем и Подрядчиком ООО «Меткон» в лице Генерального директора Руденко Евгения Юрьевича:

Подрядчик обязуется:

1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика, выполнить работы: изготовить, доставить, установить навес (далее Конструкции) и его монтаж по адресу; М.О. ХХХХХХХХХ район, дер. ХХХХХХХХХ, КП «ХХХХХХХХХ — 2».

Работы выполняются иждивением Подрядчика в соответствии с согласованными Сторонами эскизами Конструкции, а Заказчик обязуете создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим договором цену.

1.2. Подрядчик обязуется полностью завершить работы и сдать готовый Объект Заказчику в срок 30 дней с момента поступления» авансового платежа по настоящему договору. В случае если в конструкции используются кованные элементы срок завершения работ увеличивается на 10 (десять) рабочих дней.

3.1. Заказчик в праве:

  1. Вносить изменения в задание на изготовление и монтаж конструкции, при условии, что вызываемая этим дополнительная работа не меняет характера предусмотренных настоящим договором работ и стоимости договора. В случае, если при внесении таких изменений происходит увеличение стоимости работ, подрядчик в праве требовать перерасчета и согласования новой цены и даты исполнения договора с учетом таковых изменений. А при отказе Заказчика от изменения цены, отказаться от Договора в одностороннем порядке, уплатой Заказчиком Подрядчику стоимости фактически выполненных работ.
    1. 3.4. Подрядчик обязан:
      1. 3.4.1. Выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим договором, и сдать работы Заказчику в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию объекта
      2. 3.4.2. Своевременно устранять недостатки и дефекты, выявленные при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации Объекта. Гарантийный срок на выполненные работы, устанавливается в течение двух лет, с момента подписания акта о сдаче-приеме выполненных работ Заказчиком.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. По настоящему договору Подрядчик несет ответственность за:

      1. недостатки выполненной работы, которые делают конструкцию непригодной для обычного использования, в порядке, предусмотренном п. п. 1-3 ст. 723 ГК РФ;

недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа конструкции или ее частей, неправильной эксплуатации или неправильности инструкций по ее эксплуатации, разработанных самим Заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта конструкции, произведенного самим Заказчиком или привлеченными им третьими лицами;

качество строительных материалов;

последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком;

Приложения:

Спецификация видов и стоимости работ (Приложение №1);

Осмотр автомобильного навеса производился 18.03.2021 года, в дневное время суток в условиях естественного освещения. При этом фиксация вида и состояний исследуемого объекта производилась методом цифровой фотосъемки с использованием фотокамеры Canon Sony DSL-W310. При производстве осмотра присутствовал Заказчик, ХХХХХХХХХ А.С.

Осмотром установлено:

— навес представляет собой каркасную арочную конструкцию с односкатной крышей из прозрачного поликарбоната, установленную на трех вертикальных стойках из профильной трубы сечением 120 х 120 мм. и толщиной стенки 4 мм. (определена при взятии образца); (Рис-1)

— арочная крыша консольного типа, выполнена из 8 ферм, сваренных из профильной трубы 40 х 40 мм. с толщиной стенки 2 мм. с вылетом 5000 мм., с высотой у опор – 2380 мм. и на вылете 3400 мм.; (Рис-2)

На момент осмотра наблюдается смятие металлоконструкций навеса в местах соединения конструкции кровли с вертикальными стойками.

В результате превышения нагрузки на конструкцию кровли над расчетными показателями, произошла деформация металлоконструкций и выступающая консоль кровли обрушилась.

В результате обследования и анализа представленных материалов установлено, что выполненная ООО «Меткон» конструкция автомобильного навеса не соответствует Приложению № 1 к договору № 3537 от 12 августа 2020 года.

В чертеже Приложения № 1 крыша автомобильного навеса опирается на четыре стойки по углам и имеется следующее примечание:

Стандартный навес, конструкции прямоугольной формы, столбы 60 х 60 мм. h – до 2 м. стенд коричневого цвета со стандартным монтажом на подготовленную площадку «на пятки» без бетонных, высотных и дополнительных работ. Крыша оговоренной формы с hпер. до 0,5 м. каркас из труб 40 х 20 мм. или 60 х 30 мм. с перемычками 20 х 20 мм. или 20 х 40 мм. покрытие профлистом или поликарбонатом (стандарт толщиной 10 мм, стандарт цвет прозрачный), монтаж стандарт кровельным креплением.

Снеговая нагрузка до 40 см. или 200 кг. снега/кв. м., наледь до 20 см.

Следует предположить, что на данную конструкцию автомобильного навеса выполнялся соответствующий расчет на несущую способность металлоконструкций, приведен сортамент металла и оговорена нагрузка на кровлю.

Расчет несущей способности металлоконструкций и проект обследуемого автомобильного навеса отсутствует. Кровля, выполненная из тех же металлоконструкций, которая должна опираться на четыре столба, выполнена в виде пятиметровой консоли, закрепленной к трем стойкам.

Эксперт предполагает, что работы по изменению конструкции автомобильного навеса из металлоконструкций выполнены без соответствующего расчета, что не позволяет сопоставить основные расчетные характеристики данного сооружения с условиями его эксплуатации:

  • расчетный вес конструкций;
  • расчетный вес снегового покрова;
  • нормативное ветровое давление;
  • пространственная схема;

Пренебрежение этими правилами привело к обрушению металлоконструкций кровли.

На профилированную трубу стойки действуют внешние механические силы: вес конструкций, тяжесть снега, ветровые воздействия и т. п.

При этом у каждого изделия существует максимальное значение сопротивления. Например, показатель нагрузки, которую профиль выдерживает на изгиб. При достижении максимальной величины конструкция теряет прочность и начинает деформироваться вплоть до разрыва.

Выполненные строительно-монтажные работы по сооружению обследуемого навеса не соответствуют требованиям градостроительных регламентов:

“Градостроительному кодексу Российской Федерации”

“Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений”.

В Статье 2. Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29. 12. 2004 N 190-ФЗ (ред. от 25. 12. 2018) определены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности:

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

Нарушен п. 7, о соблюдении требований технических регламентов, при осуществлении градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 5. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлено:

1. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также — строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

2. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

В Главе 1 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» N 384-ФЗ от 30.12.2009 (ред. от 02.07.2013) определены цели принятия Федерального Закона:

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений;

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014г. установлен перечень национальных стандартов и сводов правил (СП), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение Технического регламента безопасности здания и сооружений №384-ФЗ.

В соответствии с требованиями СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения (с Изминениями № 1, 2)» конструктивное решения здания и сооружения должны способствовать исключению возможности получения травм при нахождении в нем людей в процессе передвижения, работы, пользования передвижными устройствами, технологическим и инженерным оборудованием.

Строительные конструкции должны обладать долговечностью и надежностью с учетом возможных опасных воздействий, а также устойчивостью к прогрессирующему обрушению, подтвержденных соответствующими расчетами.

Основания и несущие конструкции здания и сооружения в процессе строительства и эксплуатации не должны иметь трещин, повреждений и деформаций, ведущих к снижению эксплуатационных свойств зданий и сооружений.

Конструкции должны быть рассчитаны на действие нагрузок от собственного веса и конструкций, которые на них опираются, снеговых и ветровых нагрузок, нагрузок от технологического оборудования, транспортного и инженерного оборудования в соответствии с СП 20.13330.2016, с учетом восприятия воздействия от опасных геологических процессов в районе строительства.

Стойки, на которых закреплена конструкция консольной крыши очень чувствительны даже к небольшим перекосам, что резко снижает их несущую способность и требует при расчете создание определенного запаса прочности. Одновременное воздействие на навес, ветровой и аэродинамической нагрузок могли привести к его обрушению.

При обследовании автомобильного навеса, на кровле снежного покрова и наледи не обнаружено. Снежный покров является статичным, он находится в постоянном движении: сползает со скатов, сдувается ветром. В следствии этого на данной конструкции кровли наличие сверхнормативных нагрузок от снежного покрова маловероятно.

Расчет несущих металлоконструкций выполняется по методу предельных состояний, то есть таких, когда испытываемые усилия вызывают необратимые деформации или разрушения. Расчет металлоконструкций осуществляют по двум типам предельных состояний:

-1 предельное состояние — конструкция разрушается

-2 предельное состояние — конструкция деформируется, выходит из строя без полного разрушения.

Расчеты ведутся по обоим состояниям, имея целью получить надежную конструкцию, гарантированно выдерживающую нагрузку без последствий, но и без излишних затрат строительных материалов и труда.

В результате обследования установлено, что обрушение навеса произошло в результате деформаций металлических стоек в местах соединения с металлоконструкцией кровли. В связи с отсутствием проектной документации не представляется возможным определить на какую нагрузку были рассчитаны металлоконструкции данного навеса.

Причиной обрушения навеса являются производственные недостатки:

  • Отсутствие проекта на строительство навеса, в котором должны были быть разработаны условия и порядок выполнения работ, узлы крепления и сопряжения конструктивных элементов, конструкции усиления, спецификации на примененные конструкции и материалы.
  • Отсутствие исполнительной технической документацией, включая акты на сдачу и приемку выполненных работ, исполнительные схемы, паспорта на примененные конструктивные элементы, сертификаты на примененные материалы.

Следовательно, разрушению металлоконструкций способствовало неблагоприятное сочетание нагрузок, воздействующих на площадь крыши автомобильного навеса и несоответствие используемых металлоконструкций каркаса расчетным нагрузкам.

Ниже представлены фотографии конструктивных элементов навеса, а также места их соединений.

Рисунок № 1

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180089.JPG

Рисунок № 2

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180087.JPG

Фото № 1 Деформация металлоконструкций навеса.

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180067.JPG

Фото № 2 Деформация металлоконструкций навеса.

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180070.JPG

Фото № 3 Кровля автомобильного навеса.

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180077.JPG

Фото № 4 Деформация в местах соединения.

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180071.JPG

Фото № 5

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180072.JPG

Фото № 6

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180073.JPG

Фото № 7 Деформация в местах соединения

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180074.JPG

Фото № 8 Арочная конструкция крыши.

Фото № 9 Арочная конструкция крыши.

Фото № 10 Взятие образца металлоконструкций.

C:\Users\Владимир\Desktop\Стройэкспертиза\Стройэкспертиза - 2021 год\3. Март\Чехов  - навес\Фото навеса\P3180093.JPG

III. ВЫВОДЫ

В результате проведенного обследования автомобильного навеса из металлоконструкций с арочной кровлей консольного типа площадью 36,4 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, ХХХХХХХХХ район, дер. ХХХХХХХХХ, КП «ХХХХХХХХХ — 2» установлено, что обрушение конструкций кровли произошло под воздействием нагрузки, превышающей расчетные показатели для металлоконструкций принятого конструктивного решения при устройстве навеса.

Таким образом, обследуемое сооружение не соответствует градостроительным и техническим регламентам, конструктивным требованиям СП 16.13339.2017 «СНиП И-23-81 Стальные конструкции», то есть обнаруженные недостатки в результате которых произошло обрушение являются производственными.

Эксперт